1. Сочувствие или осуждение вызывает у вас Зилов? 2. Кто из людей, окружающих Зилова, значительнее п лучше героя? Как автор относится к Кушаку, Валерии, Саяпину, Кузакову? Что отделяет Зилова от его окружения? 3. Как Зилов относится к жене Гале, к Вере, к Ирине? Любят ли они Зилова? Почему, любя Ирину, Зилов оскорбляет ее? 4. Почему Зилов не верит людям и прав ли он по ситуациям пьесы? 5. Почему воспоминания занимают в пьесе больше места, чем реальная жизнъ Зилова в настоящем? Почему Зилов все время говорит реально только по телефону? 6. Почему шутка с траурным венком чуть не обернулась реальной смертью Зилова? 7. В каких сценах в Зилове видны благородство и желание человеческой близости? 8. Почему пьеса называется «Утиная охота»?
Что такое сочувствие? Умение испытывать схожие чувства, сопереживать несчастью других. Каждому человеку, попавшему в трудную ситуацию оно просто необходимо: чувствуя, что его понимают, человек ощущает прилив сил и, словно разделяя свою беду меж многими, справляется с проблемой. Что делаем мы, видя человека в беде? Если душа ваша не зачерствела от нелегкой жизни, то, конечно, сострадаем, испытываем жалость. Но всегда ли стоит сострадать слабому? Что такое слабость? Физическая немощь или бездушность?
В произведении А.П. Платонова «Юшка», главный герой преподнесен нам как молодой, но съеденный до изнеможения чахоткой человек. Живя и работая скромно, он словно маятник на часах вечности – неприхотлив и постоянен. Его дни протекают в неведомых никому заботах. На взгляд обывателя, он столь никчемен, что зря топчет землю. Соседи воспринимают его как неизбежный и почти бездушный элемент своего мира. Он заменяет им часы, мишень для гневного пинка, служит пугалом для отпрысков, символизируя нищету и ненужность. Дети более открыты в своем отношении к Юшке. Он не понятен им до такой степени, что они, третируя, пытаются выяснить, жив он или нет. Им хочется эмоций, поступков, которые сделают нашего героя реальной их частью мира.
Но нет, Юшка упорно не вписывается в реальность. Люди сострадают ему лишь поверхностно, не оказывая никакого участия в его жизни. А нужно ли ему сострадание? Не думаю. Таких как Юшка в народе зовут юродивыми - не от мира сего. А он неотъемлемая часть этого мира. Рожденный жить лишь с одной целью – пробудить любовь. Дать сердцам вокруг истечь злобой, оставив ее на себе пинком, бранным словом, брошенным камнем. Обывателям не понять, как может состоять душа из одной только любви. Каждый из них, реализуя свои чаяния, встречает на пути преграды, озлобляется и гневается. А тут, перед глазами, родник любви и всепрощения. Любой, кинувший в него камень, окропится словами Юшки: «Вы, должно быть, любите меня!».
Знал Юшка великую тайну: не может человек не любить, а коли не умеет, то терзает ближнего, словно стараясь эту любовь добыть. Но ведь герой Платонова – человек, хоть и зовут его «чучелом божьим». Откуда он черпает неиссякаемые запасы любви и прощения? Автор отправляет нас с Юшкой в ежегодное его паломничество в неведомое никому место. Да и нам это место ни к чему. Достаточно картины, как истерзанный болезнью человек, босым входит в Божий дом на земле. Природа, также как и герой, полна любви и терпения к роду человеческому. Юшка, путешествуя, словно напитывается ими, извлекая каплю за каплей эту силу из каждых цветка, букашки, дерева, солнца и неба.
Для чего он собирает любовь? Отчего он ничего не просит, не жалуется на свою судьбу и здоровье? Мы начинаем понимать, что он просто счастлив, он знает о бесконечности любви. Сам он, словно земля, взрастил молодой побег. Вся его тайна – девочка-сирота, которой он подарил любовь и будущее. Он породил сердце столь же терпеливое, сильное и наполненное светом. Он дал надежду на жизнь многим людям. Его смерть не стала концом – он вплел свою судьбу в великое дело добра. Он растворился в памяти и времени, отдав всего себя миру. Миру, который стал чуть добрее.
Это нам, гневным, злым, бездушным, как и окружающим Юшку соседям сочувствует Платонов. Это мы, не умеющие так любить, достойны сострадания. Каждому из нас в жизни может встретиться «блажной» человек. Не отворачивайтесь, не бросайте камень. Он лучше нас - простите ему это. Простите и станьте добрее.
Важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами: - научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение.
М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять В характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”. Уберечь подростка от негативных сторон жизни, от трудностей, от ошибок невозможно. Ребенок, воспитанный в тепличных условиях, будет не готов к жизни. Трудности закаляют подростка формированию важных личностных качеств. Многое зависит от правильного поведения взрослых усвоил жизненные уроки:
- поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;
- очень трудно признаться в содеянном;
- душевное раскаяние мучительно и невыносимо;
- раскаяние приносит облегчение.
Важно, чтобы дети и взрослые не теряли контакта и не превратились их отношения в противостояние. Тогда подросток не будет чувствовать себя чужим в окружающем его мире.