Распространенный миф гласит, что в Средние века жизнь женщины протекала в уединении, едва ли не в заточении, была строго ограничена пределами внутренних покоев и включала, в общем, небольшой набор занятий – воспитание детей, уход за больными, рукоделие.
Однако
В пределах трех сословий можно рассмотреть пять групп женщин:
- женщины из класса свободных землевладельцев (жены йоменов, рыцарей, хозяйки маноров);
- монахини (преимущественно – представительницы высших сословий, женщины из знатных рыцарских, а также зажиточных торговых семей);
- полноправные горожанки; женщины более низкого сословия, но также проживавшие в городах;
- представительницы крупнейшего сословия Средних веков, чьи права и обязанности были закреплены феодальной традицией;
- крестьянки, батрачки, сервки.
Хозяйке манора зачастую приходилось управлять землями супруга (фермами, замками и т.д.) единолично. При необходимости она распоряжалась сотнями акров земли, урожаем, скотом и недвижимостью, многочисленными работниками и их имуществом, участвовала в судебных тяжбах, отбивала вооруженные атаки, а иногда даже участвовала в них сама.
Часто в их обязанности входило: - поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии; - участвовать в судебных тяжбах; - присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников; - организовать оборону манора, если потребуется. - отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.
Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области юриспруденции, бухгалтерского дела, сельского хозяйства и военного искусства, не говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.
«Женщина, которая живет в своем поместье, должна быть мудра. Она должна обладать смелостью мужчины. Ей не следует угнетать арендаторов и работников, но надлежит быть справедливой и твердой. Она должна следовать словам мужа и мудрых советчиков, чтобы люди не думали, что она поступает исключительно по своей воле. Она должна знать законы ведения войны, чтобы командовать своими людьми и защищать свои земли, если на них нападут. Она должна знать все, что касается дел ее мужа, чтобы выступать как посредник в его отсутствие или же действовать в своих интересах, оставшись вдовой. Она должна умело управлять работниками. Чтобы надзирать за ними, она должна разбираться в сельском хозяйстве. У нее всегда должны быть необходимые запасы для пряжи и тканья, потому что рачительная хозяйка порой приносит больше дохода, чем пахотное поле».
Статистика показывает, что в Англии и Франции примерно 7-10% женщин так и не вступали в брак. Для представительниц высшего сословия монастырь с определенного момента стал вполне приемлемой альтернативой семейной жизни. В монастыри принимали девушек, чьи родственники не могли или не хотели подыскивать им мужей; монастырь служил как тюрьмой для мятежниц, так и надежным пристанищем для интеллектуалок; он был единственной альтернативой браку для знатных женщин, которые, в отличие от представительниц других сословий, по рождению были лишены возможности выбора.
Поскольку монастыри находились на самообеспечении, монахини работали как минимум 5-6 часов в день, повинуясь уставу св. Бенедикта, который гласил: «Праздность – враг души». Настоятельница женского монастыря – один из влиятельнейших статусов, доступных для женщины в Средние века. Она отвечала не только за духовное окормление своей паствы, но и управляла монастырем точь-в-точь, как благородная дама – поместьем.
В XII-XIII вв. монахини исполняли все необходимые виды работ; записи, сделанные в монастыре св. Радегунды, свидетельствуют о том, что они сами выносили мусор и таскали воду, рубили дрова, готовили пищу, прибирались, мыли посуду (в конце Средних веков выше перечисленным уже будут заниматься слуги) и, более того, лично работали в монастырских кузнях и рыли могилы для погребения умерших сестер. Монахини шили облачения (в рукоделии особенно отличались бенедиктинки) и переписывали книги (своими скрипториями, преимущественно, славились женские монастыри в Германии). Многие монастыри также предоставляли убежище для вдов и благородных девиц, которые жили и трудились бок о бок с монахинями, хоть и не приносили обетов.
И для невинных развлечений место вполне находилось (натурально невинных, кроме шуток! В XI-XII веках в английских документах встречаются вполне нейтральные упоминания о том, что по праздникам монахини вместе с монахами из соседних монастырей на каком-нибудь общественном лугу вместе танцуют (!) и играют).
Свободная горожанка – это представительница буржуазии, женщина из торговой или ремесленной семьи. От нее требовалось не только вести хозяйство, но также и мужу в мастерской или в лавке. Горожанка могла как заниматься ремеслом вместе с ним, так и иметь собственное дело; количество «самостоятельных женщин» (т.н. femmes soles) особенно возросло после Великой чумы, когда рабочих рук катастрофически не хватало.
Распространенный миф гласит, что в Средние века жизнь женщины протекала в уединении, едва
ли не в заточении, была строго ограничена пределами внутренних покоев и включала, в общем,
небольшой набор занятий – воспитание детей, уход за больными, рукоделие.
Однако
В пределах трех сословий можно рассмотреть пять групп женщин:
- женщины из класса свободных землевладельцев (жены йоменов, рыцарей, хозяйки маноров);
- монахини (преимущественно – представительницы высших сословий, женщины из знатных
рыцарских, а также зажиточных торговых семей);
- полноправные горожанки; женщины более низкого сословия, но также проживавшие в городах;
- представительницы крупнейшего сословия Средних веков, чьи права и обязанности были
закреплены феодальной традицией;
- крестьянки, батрачки, сервки.
Хозяйке манора зачастую приходилось управлять землями супруга (фермами, замками и т.д.)
единолично. При необходимости она распоряжалась сотнями акров земли, урожаем, скотом и
недвижимостью, многочисленными работниками и их имуществом, участвовала в судебных
тяжбах, отбивала вооруженные атаки, а иногда даже участвовала в них сама.
Часто в их обязанности входило:
- поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии;
- участвовать в судебных тяжбах;
- присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников;
- организовать оборону манора, если потребуется.
- отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.
Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области
юриспруденции, бухгалтерского дела, сельского хозяйства и военного искусства, не
говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.
«Женщина, которая живет в своем поместье, должна быть мудра. Она должна обладать
смелостью мужчины. Ей не следует угнетать арендаторов и работников, но надлежит быть
справедливой и твердой. Она должна следовать словам мужа и мудрых советчиков, чтобы люди
не думали, что она поступает исключительно по своей воле. Она должна знать законы
ведения войны, чтобы командовать своими людьми и защищать свои земли, если на них нападут.
Она должна знать все, что касается дел ее мужа, чтобы выступать как посредник в его
отсутствие или же действовать в своих интересах, оставшись вдовой. Она должна умело
управлять работниками. Чтобы надзирать за ними, она должна разбираться в сельском хозяйстве.
У нее всегда должны быть необходимые запасы для пряжи и тканья, потому что рачительная
хозяйка порой приносит больше дохода, чем пахотное поле».
Статистика показывает, что в Англии и Франции примерно 7-10% женщин так и не вступали в
брак. Для представительниц высшего сословия монастырь с определенного момента стал вполне
приемлемой альтернативой семейной жизни. В монастыри принимали девушек, чьи родственники
не могли или не хотели подыскивать им мужей; монастырь служил как тюрьмой для мятежниц,
так и надежным пристанищем для интеллектуалок; он был единственной альтернативой браку
для знатных женщин, которые, в отличие от представительниц других сословий, по рождению
были лишены возможности выбора.
Поскольку монастыри находились на самообеспечении, монахини работали как минимум 5-6 часов
в день, повинуясь уставу св. Бенедикта, который гласил: «Праздность – враг души».
Настоятельница женского монастыря – один из влиятельнейших статусов, доступных для женщины
в Средние века. Она отвечала не только за духовное окормление своей паствы, но и управляла
монастырем точь-в-точь, как благородная дама – поместьем.
В XII-XIII вв. монахини исполняли все необходимые виды работ; записи, сделанные в монастыре
св. Радегунды, свидетельствуют о том, что они сами выносили мусор и таскали воду,
рубили дрова, готовили пищу, прибирались, мыли посуду (в конце Средних веков выше
перечисленным уже будут заниматься слуги) и, более того, лично работали в монастырских
кузнях и рыли могилы для погребения умерших сестер. Монахини шили облачения (в рукоделии
особенно отличались бенедиктинки) и переписывали книги (своими скрипториями, преимущественно,
славились женские монастыри в Германии). Многие монастыри также предоставляли убежище для
вдов и благородных девиц, которые жили и трудились бок о бок с монахинями, хоть и не
приносили обетов.
И для невинных развлечений место вполне находилось (натурально невинных, кроме шуток!
В XI-XII веках в английских документах встречаются вполне нейтральные упоминания о том,
что по праздникам монахини вместе с монахами из соседних монастырей на каком-нибудь
общественном лугу вместе танцуют (!) и играют).
Свободная горожанка – это представительница буржуазии, женщина из торговой или ремесленной
семьи. От нее требовалось не только вести хозяйство, но также и мужу в мастерской
или в лавке. Горожанка могла как заниматься ремеслом вместе с ним, так и иметь собственное
дело; количество «самостоятельных женщин» (т.н. femmes soles) особенно возросло после
Великой чумы, когда рабочих рук катастрофически не хватало.