(1) Деревня была где-то за лесом. (2) Идти в неё по большой дороге – нужно отмахать не один десяток километров; пойти лесными тропинками – путь урежется вдвое. (3) Толстые корни обхватили извилистую тропу. (4) Лес шумит, успокаивает. (5) В стылом воздухе кружатся жухлые листья. (6) Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в низины, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны.
(7) Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. (8) Их становится больше и больше. (9) В снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы.
(10) Осенний день тлеет-тлеет тусклым огнём и угаснет. (11) На лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно.
(12) Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. (13) Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (14) Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
(15) Мокрый снег напоил влагой пальто. (16) Холодно, и ноют обмороженные ноги. (17) Но вот в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (18) Деревня, оказывается, была совсем рядом.
(По Л. Фролову)
1. В предложении 4 найдите слово, в котором произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
2. Из предложения 3 выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
3. Из предложений 6–7, 13–14 выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
4. Из предложений 15–17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия времени пишется НН»?
5. Замените словосочетание «по деревенским улицам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.
7. Среди предложений 2–6 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
8. Среди предложений 2–13 найдите бессоюзные сложные предложения. Запишите их номера.
9. Объясните постановку знаков препинания в предложении 2.
1. успокаивает (мы говорим и слышим успАкаивает, т.е. отличие на одну букву)
2. извилистую
3. чащобу, выбегает, зарастающие, кружиться, страшны, забирается, переждать.
4. обмороженные
5. по улицам деревни
6. 1 грамматическая основа ( День тлеет-тлеет и угаснет)
7. -- --- - - -- - - - -- -
8. - - -- - - - - - - -- - - -
9. вводная конструкция или слово не помню точно
Объяснение: