. Шаруашылықта дәрі — дәрмек, кышқыл сүт өнімдерін, дәрумендерді алуга пайдаланатын саныраукұлак: А.Қайыңкұлак және зен БАшыткы және тереккұлақ| В. Зең және аккұлақ Д. Зең және ашытқы
ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (геотехсистема), особый географический класс природно-технических систем. В геотехнической системе природные (отдельные объекты, естественные, искусственно созданные и изменённые в процессе действия техники ландшафты) и инженерно-технические подсистемы (технологические объекты и др.) взаимосвязаны и функционируют как единое целое. Геотехнические системы - системы открытые, обменивающиеся с окружающей средой веществом и энергией. В состав геотехнической системы входят блоки контролирования (метеорологические и гидрологические приборы, пилотируемые космические корабли и др.). В зависимости от длительности и характера воздействия инженерно-технических подсистем выделяют эпизодически и постоянно контролируемые геотехнические системы. Информация о состоянии различных подсистем геотехнической системы - составная часть геоэкологического мониторинга. Природные процессы в ландшафтах часто детерминированы функционированием геотехнической системы.
Становление и развитие концепции геотехнической системы, основанной на изучении влияния водохранилищ гидроэлектростанций, мелиоративных сооружений, сельскохозяйственных полей, рекреационных объектов, предприятий чёрной и цветной металлургии на ландшафты, относится к 1960-70-м годам и связано с именами отечественных учёных Г. Ф. Хильми, В. С. Преображенского, Л. Ф. Куницына, К. Н. Дьяконова, А. В. Дончевой, А. Ю. Ретеюма и др.
501-я стройка – это участок проекта «Чум – Салехард – Игарка», по которому строилась железная дорога на огромной территории северной части нашей страны. Преимущественно силами заключенных за четыре года были проложены сотни километров железнодорожного полотна. Брошенные лагерные объекты, расположенные вдоль полотна, уже давно стали популярными туристическими объектами. Многие стремятся привезти отсюда «сувенир» на память или сделать эффектное селфи на фоне развалившихся бараков.
Сначала дорога спускается на лед Оби и идет пару километров по реке, потом раздваивается. Налево отходит зимник к Яр-Сале, а нам направо — в Надым. Тут меня (я был за рулем в этот момент) ждал первый сюрприз: я не умею ездить по перекатам. На первом же немного сложном участке я хорошенько посадил наш микроавтобус в снег. Выкопались и выдернули его с Скорохода на Л200. Пока этим занимались, нас обогнала колонна Уралов (предложив которые ехали на 150-й километр зимника, где находится база дорожных рабочих.
В темноте встретили первые следы 501-й стройки — остатки насыпи и какой-то мост. Через некоторое время зимник вышел на трассу Мертвой дороги и далее шел рядом с ее насыпью, по лесу. Тут, на 70-м километре, мы встретили страх и ужас всей поездки. Тут решалась судьба всей экспедиции…
Небольшая речка, вытекавшая из леса, разлилась перед насыпью и образовала замерзшее озеро. С хорошим уклоном в сторону насыпи. Прямо по центру — две огромные вымоины во льду, где Урал провалился по ступицы (глубина проруби была установлена народным методом тыканья в неё палкой). Слева, около леса, можно было бы проехать, но туда надо было забраться по чистому и очень скользкому льду. Справа лед заканчивался, и был метровый обрыв, куда провалился какой-то грузовик, оставив на снежном бруствере прекрасные отпечатки боковинок колес. В общем, на тот момент нам казалось, что тут не проехать.
Пока решали, что делать, нас догнал одинокий грузовик, который вез рабочих на базу. Водитель, молодой парень, спросил, чего мы встали, не нужна ли Мы сказали, что нет, так как у него не вертолет :) Он хмыкнул, пожелал удачной дороги и без проблем преодолел эти полыньи. Тут нам совсем стало тоскливо, и мы решили вернуться на 65-й километр, где есть небольшая площадка. Переночуем там и решим, что делать дальше.
В довершение ситуации у Скорохода прохудилась пластиковая канистра с соляркой и облила весь его гиперкуб и все его внутренности дизтопливом. Это нас совершенно подкосило, и мы находились в весьма подавленном состоянии. Решили, что утром вернемся к тому месту и снова попробуем проехать на свежую голову и дневной свет. Если не получится, то вернемся в Салехард и другим зимником поедем обратно.
Итак, утро восьмого дня экспедиции. Мы его встретили на 65-м километре зимника Салехард — Надым.
ГЕОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (геотехсистема), особый географический класс природно-технических систем. В геотехнической системе природные (отдельные объекты, естественные, искусственно созданные и изменённые в процессе действия техники ландшафты) и инженерно-технические подсистемы (технологические объекты и др.) взаимосвязаны и функционируют как единое целое. Геотехнические системы - системы открытые, обменивающиеся с окружающей средой веществом и энергией. В состав геотехнической системы входят блоки контролирования (метеорологические и гидрологические приборы, пилотируемые космические корабли и др.). В зависимости от длительности и характера воздействия инженерно-технических подсистем выделяют эпизодически и постоянно контролируемые геотехнические системы. Информация о состоянии различных подсистем геотехнической системы - составная часть геоэкологического мониторинга. Природные процессы в ландшафтах часто детерминированы функционированием геотехнической системы.
Становление и развитие концепции геотехнической системы, основанной на изучении влияния водохранилищ гидроэлектростанций, мелиоративных сооружений, сельскохозяйственных полей, рекреационных объектов, предприятий чёрной и цветной металлургии на ландшафты, относится к 1960-70-м годам и связано с именами отечественных учёных Г. Ф. Хильми, В. С. Преображенского, Л. Ф. Куницына, К. Н. Дьяконова, А. В. Дончевой, А. Ю. Ретеюма и др.
501-я стройка – это участок проекта «Чум – Салехард – Игарка», по которому строилась железная дорога на огромной территории северной части нашей страны. Преимущественно силами заключенных за четыре года были проложены сотни километров железнодорожного полотна. Брошенные лагерные объекты, расположенные вдоль полотна, уже давно стали популярными туристическими объектами. Многие стремятся привезти отсюда «сувенир» на память или сделать эффектное селфи на фоне развалившихся бараков.
Сначала дорога спускается на лед Оби и идет пару километров по реке, потом раздваивается. Налево отходит зимник к Яр-Сале, а нам направо — в Надым. Тут меня (я был за рулем в этот момент) ждал первый сюрприз: я не умею ездить по перекатам. На первом же немного сложном участке я хорошенько посадил наш микроавтобус в снег. Выкопались и выдернули его с Скорохода на Л200. Пока этим занимались, нас обогнала колонна Уралов (предложив которые ехали на 150-й километр зимника, где находится база дорожных рабочих.
В темноте встретили первые следы 501-й стройки — остатки насыпи и какой-то мост. Через некоторое время зимник вышел на трассу Мертвой дороги и далее шел рядом с ее насыпью, по лесу. Тут, на 70-м километре, мы встретили страх и ужас всей поездки. Тут решалась судьба всей экспедиции…
Небольшая речка, вытекавшая из леса, разлилась перед насыпью и образовала замерзшее озеро. С хорошим уклоном в сторону насыпи. Прямо по центру — две огромные вымоины во льду, где Урал провалился по ступицы (глубина проруби была установлена народным методом тыканья в неё палкой). Слева, около леса, можно было бы проехать, но туда надо было забраться по чистому и очень скользкому льду. Справа лед заканчивался, и был метровый обрыв, куда провалился какой-то грузовик, оставив на снежном бруствере прекрасные отпечатки боковинок колес. В общем, на тот момент нам казалось, что тут не проехать.
Пока решали, что делать, нас догнал одинокий грузовик, который вез рабочих на базу. Водитель, молодой парень, спросил, чего мы встали, не нужна ли Мы сказали, что нет, так как у него не вертолет :) Он хмыкнул, пожелал удачной дороги и без проблем преодолел эти полыньи. Тут нам совсем стало тоскливо, и мы решили вернуться на 65-й километр, где есть небольшая площадка. Переночуем там и решим, что делать дальше.
В довершение ситуации у Скорохода прохудилась пластиковая канистра с соляркой и облила весь его гиперкуб и все его внутренности дизтопливом. Это нас совершенно подкосило, и мы находились в весьма подавленном состоянии. Решили, что утром вернемся к тому месту и снова попробуем проехать на свежую голову и дневной свет. Если не получится, то вернемся в Салехард и другим зимником поедем обратно.
Итак, утро восьмого дня экспедиции. Мы его встретили на 65-м километре зимника Салехард — Надым.