Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.
Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.
Обычно выделяют три модели совместной деятельности:
совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).
Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.
Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов.
Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание .
Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется прежде всего в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они - совместные действия - вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).
Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов.
Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.
Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название - целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой - они изменяют структуру индивидуальной деятельности ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.
Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности - это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой выделяеются две противоположные позиции.
Согласно первой позиции, общение является частью деятельности, а второй - оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. Ломов).
Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющее любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой - его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.
Такая характеристика общения указывает на то, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности) . Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.
Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.
Виды международных отношений
главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:
· политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;
· экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;
· идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;
· военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;
· культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.
Содержание взаимодействия, его смысловую нагрузку раскрывают как на уровне отдельных контактов так и в контексте совместной деятельности, т.е. такой, которая реализуется совместно с кем-то.
Межличностная общность предполагает взаимосвязь с другими людьми, а конкретным содержанием этой взаимосвязи является соотношение индивидуального вклада каждого участника в общее дело.
Обычно выделяют три модели совместной деятельности:
совместно-индивидуальная (каждый участник делает свою часть общего дела независимо от других);
совместно-последовательная (общая задача выполняется последовательно каждым);
совместно взаимосвязанная (имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми другими).
Также утверждается, что для организации совместной деятельности необходимо пространственно-временное согласование. В процессе совместной деятельности взаимодействие может происходить с ранее незнакомыми людьми, которые связаны выполнением определенной общей для них задачи. Взаимодействие словно пронизывает коллективную деятельность, предусматривая при этом, что в ходе совместной деятельности субъекты поочередно и взаимно меняют социально-психологические состояния, ценности и намерения друг друга.
Общая цель олицетворяет идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь общность индивидов (коллективный субъект) в ходе взаимодействия. Она может быть расписана и в виде более частичных общих задач, поэтапное выполнение которых приближает всех к получению конечного результата. Обязательным психологическим компонентом совместной деятельности есть общая мотивация, то есть то, что побуждает людей к достижению общей цели. Здесь чрезвычайно важным является вопрос соотношения индивидуальных и коллективных мотивов.
Речь идет о том, что в организации коллективной деятельности имеются следующие основные аспекты, которые характеризуют взаимодействие как процесс: действующие индивиды, совместные действия, информационные связи, взаимовлияния, взаимоотношения, взаимопонимание .
Поэтому взаимодействие в коллективной деятельности проявляется прежде всего в форме ее организации, т.е. совместных действий, направленных на общий предмет труда. Именно они - совместные действия - вызывают необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов и пр.).
Вместе с тем в процессе взаимодействия происходят взаимные влияния участников совместной деятельности, которые порождаются отношениями производства и которые, по мнению А. Журавлева, вызывают необходимость выделения и использования в анализе совместной деятельности новых компонентов.
Исследователь считает, что такими составными компонентами совместной деятельности являются взаимодействия между участниками этой деятельности, но не любые, а детерминированные направленностью на общий предмет, т.е. предметно направленные взаимодействия. При этом под взаимодействием здесь понимается такая система действий участников коллективной деятельности, при которой поступки одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а поступки последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первой группы индивидов.
Возникает вопрос: «Каков характер применения взаимодействия в структуре совместной деятельности?» Автор выделяет два аспекта: предметно направленные (другое название - целевые) взаимодействия, с одной стороны, органично вводятся в психологическую структуру совместной деятельности, а с другой - они изменяют структуру индивидуальной деятельности ее участников, подчиняя их общим целям и задачам. Т.е. взаимодействие превращает, перестраивает выполняемую деятельность, которая перестает быть индивидуальной, а становится формой совместной деятельности.
Вопросы соотношения взаимодействия и совместной деятельности - это не что иное, как продолжение дискуссии по поводу соотношения общения и деятельности, в ходе которой выделяеются две противоположные позиции.
Согласно первой позиции, общение является частью деятельности, а второй - оно принципиально отличается от деятельности, ведь связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом (Б. Ломов).
Иначе говоря, с одной стороны, общение может выступать как условие или составляющее любой деятельности и как специфическая коммуникативная деятельность, а с другой - его можно рассматривать как самостоятельное и отличное от деятельности социально-психологическое явление.
Такая характеристика общения указывает на то, что оно представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми и может быть не только актом осознанного, рационально оформленного процесса, информационного обмена, но и эмоциональным контактом между индивидами (через общение реализуется взаимодействие с субъектом привязанности) . Т.е. во время взаимодействия реализуются и определенные цели, взаимовлияния и информационный обмен, познания друг друга и эмоциональное отношение, а также происходят взаимные изменения.
Виды международных отношений
главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.
Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.
Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.
Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).
Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.
Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.
Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.
Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:
· политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;
· экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;
· идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;
· военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;
· культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.