Живопись Абылхана Кастеева Кастеева интересует и захватывает окружающая жизнь в ее разнообразных проявлениях. Эмоциональной чуткостью, душевной активностью пронизаны многочисленные произведения художника — будь то жанровые сцены из современной или жизни, лирические пейзажи или портреты. Все, о чем размышлял художник, что он изображал, объединяется одной большой, основной темой. Тема эта — Казахстан, его природа, его люди, большие и важные события в жизни родного края. Проблематика многих работ — противопоставление старого, косного, губительного в жизни народа и нового светлого.
Первой живописной работой Кастеева было небольшое полотно «Сенокос», выполненное в 1934 году. В последующие годы художник пишет картины «На пастбище», «Доение кобылиц», «Колхозная молочная ферма», «На джайлау», «Колхозный той», посвященные современному быту чабанов, их труду и отдыху. Мотивы и сюжеты взяты непосредственно из повседневной народной жизни.
В полотнах Кастеева нет ничего преувеличенного, чрезвычайного, фантастического, таинственного. Все — как всегда. И в этом проявляется любовь к жизни, к каждому ее мгновению, каждому дню, в этом кроется сила и поэзия искусства художника. Все эти черты были подсказаны самой жизнью, реальной действительностью, характерными особенностями природы Казахстана, бытом и трудом народа. Творчество самобытного народного художника Абылхана Кастеева обусловлено всем ходом художественной и культурной жизни Казахстана
Задание 2
Выполните задания:
1) Какова позиция автора?
2) Сформулируйте основную мысль текста с учетом авторской позиции:
Стихотворение представляет собой необыкновенно искренний лирический монолог. Его можно назвать красивой элегией, наполненной философскими размышлениями. В нём можно увидеть все характерные для творчества Сергея Есенина черты: откровенность, задушевность, эмоциональность, музыкальность.
Начинается стихотворение с пейзажной зарисовки. В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата.
Поэт использует приём художественного параллелизма: как рябиновый костёр не может никого согреть, так и отпылавшая, опустошённая душа лирического героя не может дать никому ни тепла, ни радости. Как «дерево роняет тихо листья», так и лирический герой «роняет грустные слова». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы. У него есть повод для печали: «Не обгорят рябиновые кисти, / От желтизны не пропадёт трава», в природе будет обновление, и всё повторится сначала, а свою жизнь человек повторить не сможет. И читатель понимает, отчего эта боль и печаль — на самом деле и лирическому герою, и каждому из нас невыносимо жаль и «души сиреневую цветь», и «лет, растраченных напрасно».
«Василий Шибанов»
Эпитеты:
рабская верность
лихой злодей
дерзкий гонец
собачья измена
Метафоры:
«перо его местию дышит»
«послание, полное яду»
«звонит всей опрични кромешная тьма».
Сравнения:
«лиях кровь, аки воду» - лил кровь, как воду
«Князь Михайло Репнин»
Эпитеты:
разгульные опричники
бесовские дети
державное слово
строптивый раб
правдивый князь.
Метафоры:
«С вечерни льются вины на царские ковры»
«Рассыпь державным словом детей бесовских рать»
Сравнения:
«Да правит, как правил ими встарь»
Средства выразительности, используемые автором в обеих более точно понять условия жизни в той эпохе, раскрывают образы героев и позволяют читателю оценивать их и их поступки.
Объяснение: