Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. война не искалечила его душу, не обезличила его. удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за , которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было сашке, словно он в чем-то виновен. сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. “цена человеческой жизни не умалилась в его сознании”. и не выполнить приказ комбата тоже невозможно. сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончиться? приближается комбат, и сашка не опускает перед ним взгляд, чувствуя свою правоту. “и отвернул глаза капитан”, отменил свое приказание. сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит, будто впервые и “церкву разрушенную”, и “синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: “коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным… ” характер сашки – открытие кондратьева. пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – все это соединилось в цельном характере героя. кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. « сашки - это человека, показавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской» . «…не прочитай я «сашку» , мне чего-то не хватало бы не в , а просто -напросто в жизни. вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек» , - писал к. симонов. и вот что удивительно. обстановка окопа, фронта, постоянной опасности рождается у героев кондратьева чувство жизни, а значит, фронтовой дружбы, братства, человечности, доброты. в сашке кондратьева воплотились самые лучшие черты народного мировосприятия: мужество, ум, бодрость духа в самых критических положениях, выносливость, трудолюбие, гуманизм и глубочайшая вера в победу.
Герой легенды - юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье. О подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности. Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады. Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»: «- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям». Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам». Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть – соплеменники показались ему жалкими и бес а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:
«- Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».
Горящее сердце юноши людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.