Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
Известно, что комедия николая гоголя «ревизор» была не принята общественностью россии, потому как большинство чиновников в нарисованных образах видели себя. однако, писатель не использовал прототипы. герои пьесы – плод фантазии и острой наблюдательности писателя, в результате которой оказалась высмеянной вся россия. сюжет пьесы «ревизор» простой. из столицы в небольшой провинциальный городишко приезжает человек, не занимающий в жизни значительного поста. поселяясь в гостинице в ужасном номере, не платит за проживание, не знает, где раздобыть обед. читатель понимает, что у хлестакова нет ни гроша, зато уездные чиновники уверены в другом.«ревизор! » именно с этого слова и начинаются события, которые покажут сущность уездной жизни. вот городничий, выбившийся из низов. теперь же он начальник: позволено не только кричать на подчиненных, а и присваивать себе казенные деньги. сквозник-дмухановский боится, что деяния раскроет «ревизор». но в мире городничих все покупается. дав взятку хлестакову, антон антонович успокаивается, теперь можно и дальше творить свои «делишки». точно также поступают городские чиновники, отправляясь на прием к «ревизору». ведь и у них имеются изъяны, которые необходимо скрыть. ляпкин-тяпкин уже давно на должности судьи, но в его бумагах никто не разберется. взяток не берет, разве что щенками… земляника — попечитель богоугодных заведений — присваивает себе деньги, предназначенные больным, считая, что можно обойтись и без лечения. смотритель училищ боится, что в высказанных им мыслях найдется недопустимая вольность. почтмейстер читает письма, предназначенные не ему. как правило, письма не доходят до адресата. у перечисленных героев, кроме «особых примет», много общего: чиновники жадные, завидуют тем, у кого дела идут хорошо. принося взятку «мнимому ревизору», чиновники считают, что не взятку, а просто занимают деньги. когда же читается письмо хлестакова, никто из них не желает слушать правду о себе, зато приятно унизить другого. узнав, что хлестаков – не ревизор, герои начинают ссору, но новое известие объединяет их вновь. выходит, что старания напрасны. антон антонович называет себя «дураком», что не распознал в хлестакове никчемность, а принял его за государственного человека. городничий казнит себя, ведь за тридцать лет службы никто не смог провести, а тут какой-то пройдоха просто одурачил. раньше он смеялся над людьми, теперь окружающие будут потешаться над ним. обескуражены и другие герои, поэтому заявление о том, что приехал настоящий ревизор, становится взрывом – герои замирают в немой сцене.
Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.
- Как же Шергин сказки писал и сказывал?
Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.
Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.
- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?
(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?
(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)
- А вот и он. Что же он нам расскажет?