Может пригодиться лермонтов был человеком противоречивым. одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. другим - живым, веселым и жизнерадостным. бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. но в своих стихах лермонтов писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. именно в его произведениях отразилась "мощь ума", "страстное сердце" и "тонкая душа" поэта. в ранний период своего творчества лермонтов обращается к с позицией поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. центральным произведением михаила юрьевича, посвященным теме прошлого россии, является "песня про царя ивана васильевич, молодого опричника и удалого купца калашникова". в "" объектом внимания лермонтова становиться сложное и кровавое время правления ивана грозного, один из наиболее драматичных моментов руси. именно в такие значимые периоды , по мнению автора, раскрываются наиболее сильные и важные черты характера. все три героя "" исключительны. каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодчества, чести и достоинства. все они- сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям "нынешнего племени" очевидно. сюжет "песни про царя ивана васильевич, молодого опричника и удалого купца калашникова" основан на песнях и преданиях, т.е. имеет фольклорный источник. построение произведения указывает на народную песню-былину - три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом: ай, , пойте - только гусли стройте! ай, , пейте - дело разумейте! уж потешьте вы доброго боярина и боярыню его белолицую! само обращение к средневековому прошлому родины характерно для творчества романтиков. такие черты, как стремление к свободе, идеалу жизни, сильная воля, возвышались и поэтизировались. калашников- это мятежный, борющийся романтический герой. в "" вершинная композиция: перед читателями кульминация судьбы героя, кульминация его развития. готовясь отомстить обидчику, калашников вступает в открытый бой с государем, потому что он борется против вседозволенности, дарованной царём своей дружине. автор любуется степаном парамоновичем, готовым насмерть стоять за святую правду, но эта идея калашникова не тождественна идее всего произведения. смысл поэмы не исчерпывается протестом, бунтом калашникова, смысл "песни.." заложен в её народности. романтические черты мы можем выделить в каждом произведении лермонтова, причём романтизм не мешает автору обращаться и к другим художественным , например реализму. в "песне..", написанной в 1837 году, романтические черты переплетаются с чертами фольклорной поэтики. в заключении можно сказать, что каждая мысль лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как звон набата в мертвой тишине царства. поднять голос в защиту свободы, когда всякая общественная мысль замирала,- это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. до конца жизни поэт был верен выбранной теме - боролся за свободу личности и свободу своей родины. в этом сказался мятежный дух лермонтова.
Герой рассказа помещик Алехин окончив университет, вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда Алехину приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое» , а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка» , почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко» , но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека.
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.
Герой рассказа помещик Алехин окончив университет, вернулся в деревню, чтобы заняться хозяйством и выплатить долг отца. Работы было так много, что герой вскоре забыл о своих культурных привычках образованного человека, даже читать ему было некогда. Его выбрали в почетные мировые судьи, и иногда Алехину приходилось выезжать в город. После спанья в людской и общения с мужиками было счастьем беседовать с образованными людьми, слушать музыку, обедать за сервированным столом. В городе Алехин познакомился с Анной Алексеевной, женой судейского чиновника, стал часто бывать в их семье. Он сразу «почувствовал в ней существо близкое» , а ее «приветливые, умные глаза» напомнили герою его мать. Воспоминание об этой женщине оставалось в душе Алехина, когда он уезжал в деревню, он с радостью возвращался в город повидать ее снова. Герой не мог понять, что связывает Анну Алексеевну с ее мужем и был несчастлив. Он чувствовал, что и она ждет его, но герои скрывали робко свою любовь друг от друга. Алехин страдает, пытаясь понять, «для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка» , почему Анна Алексеевна не встретилась Алехину раньше. Нельзя было разрушить семью, принести несчастье ее мужу, детям. Герой «любил ее нежно, глубоко» , но из благородства отказывается от своего счастья. Героям пришлось разлучиться, так как мужа Анны Алексеевны перевели по службе в другую губернию. Расставание было грустным. Героям удалось ненадолго остаться в поезде наедине, и только теперь они открыли свои чувства. Анна Алексеевна плакала, и «со жгучей болью в сердце» Алехин понял, «как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить» . На осознание этой ошибки у героев ушли годы, нравственные сомнения отняли у них обоих счастье. Алехин остался одинок. Рассказывая гостям о необъяснимой любви красивой Пелагеи к пьянице Никанору, он приходит к выводу, что единственная правда о любви – это то, что это тайна, неразрешимая загадка. Русских людей он считает пристрастными к вопросам, не имеющим разрешения, и эти вопросы мешают осуществлению счастья человека.
Именно из-за увлечения этими вопросами: к чему приведет их любовь? Честно ли это? – не сумел возвысить свою душу Алехин и упустил свое счастье.