Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он [Репнин], муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
Н.С.Гумилёв. Анализ стихотворения из цикла «Капитаны»
I часть.
1. От чего «захватывает дух» у автора этого стихотворения? Что он за человек, с вашей точки зрения?
2. Какие картины вы представляли во время чтения? В чем секрет красоты стихотворения?
II часть.
1. Почему Н.С. Гумилёв называет знаменитых капитанов «паладинами Зеленого Храма»? Объясните значение слова «паладин».
2. Какие картины восхищают поэта? Что роднит его с героями стихотворения?
3. Объясните смысл двух последних строк стихотворения.
III часть.
1. В чем видит Н.С. Гумилёв романтику матросской жизни?
2. Что делает «весёлых матросов» из этого стихотворения достойными героями цикла «Капитаны»?
3. Почему для этого стихотворения избран иной ритм и более короткая строка по сравнению с I и II частями?
IV часть.
1. Известно ли вам что-нибудь о корабле Летучего Голландца и огнях святого Эльма? Как Н.С. Гумилёв создает атмосферу таинственности, загадочности?
2. О каком капитане идет речь в этом стихотворении? Что роднит его с другими героями цикла? Почему стихотворение является заключительным?
3. Как вы думаете, почему строка вновь становится длинной и плавной? Соответствует ли размер строки и ритм смыслу стихотворения?
Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского: Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он [Репнин], муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.
Объяснение: