Задание на уроке: Комплексная работа с текстом
Сол..це наконец взошло; тонко з..ржала в лугах лошадь и как(то) необыкнове..но быстро посв..тлело, пор..зовело все вокруг; еще отчетливей стала в..дна седая р..са на елках и кустах, а туман приш..л в дв..жение, пор..дел и стал неохотно открывать ст..га сена, т..мные на дымчатом фоне бли..кого теперь л..са. Рыба гуляла. В омутах ра..давались ре..кие т..жкие в..плеск, вода в..лновалась, т..хонько пок..чивалась.
Володя готов был хоть сейчас начать л..вить но Яшка ш..л все дальше б..регом р..ки. Они почти по пояс вым..кли в р..се, когда Яшка шепотом сказал: «Здесь!» - и стал спускаться к в..де. Нечаянно он оступился, влажные комья з..мли п..сыпались из-под его но, невидимые, закрякали утки, запл..скали крыльями, в..летели и пот..нулись над р..кой, проп..дая в тумане. Яшка с..ежился и заш..пел, как гусь. Володя обл..зал пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз. Огл..девшись, он поразился мрачности, которая ц..рила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, в..да была ч..рной, ветлы в буйном р..сте почти з..крыли все небо, и, несмотря на то что в..рхушки их уже пор..зовели от со..нца, а сквозь туман было видно син..е небо, здесь, у в..ды, было сыро, угрюмо и хол..дно.
(Ю. Казаков «Тихое утро»).
Задания:
1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.
2. Определите тип текста, докажите своё мнение.
3. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания.
4. Произведите фонетический разбор слова Яшкой.
5. Найдите в тексте сложные предложения, составьте их схемы (не менее 2-х).
6. Какие слова в тексте употребляются в переносном значении?
7. Произведите словообразовательный и морфемный разбор слова мрачности.
#1
Реализм
# 2
1 Приезд фотографа
2 Витя и Санька катаются на санках
З Бабушка ухаживает за больным внуком
4 Санька отказывается
фотографироваться
5 Учитель принес фотографию
6 Учитель защищает детей от змей
ЭССЕ
Рассказ В. Г, Распутина «Уроки французского» начинается с посвящения учительнице, поэтому становится понятным, почему образ учительницы французского языка Лидии Михайловны занимает наравне с образом главного героя центральное место.
Мне кажется, что Лидия Михайловна принадлежит к людям, которые в своей жизни выше всего ставят не профессиональную принадлежность, а сохранение качеств, которые и делают человека Человеком с большой буквы. Молодая и не слишком красивая, она уверена в себе и любит предмет, который преподает. Наблюдательность и внимательность к своим ученикам учительнице выделить из общей массы пятиклассников мальчика, который ради получения знаний был готов терпеть многие лишения и жестоко голодать, несмотря на малокровие и общую ослабленность. Лидия Михайловна правильно поняла проблемы героя. Она умела ценить в других честность, гордость, трудолюбие и целеустремленность. Вообще Лидия Михайловна считала, что «для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».Как осторожно действовала учительница, стараясь хоть чем-то своему нуждающемуся ученику и вместе с тем не задеть его гордость, не обидеть, не унизить своей Эта раскрывать для себя внутренний мир другого человека и избавляла ее от той жестокости, которая «становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре».Меня восхитил поступок Лидии Михайловны: она решилась играть на деньги с учеником, чтобы тот получил возможность на честно выифанные копейки покупать себе молоко. Она рисковала не только своей репутацией, но и достойным местом работы, кормящем ее в тяжелые послевоенные годы.Очень жаль, что из-за скандального разоблачения запрет игры учительнице французского пришлось уехать из города. Однако те семена, которые она своим упорством, добротой и трудами посеяла в чуткое сердце главного героя, обильно прорастут и дадут чудесные плоды.
Здравствуй, мой дорогой друг.
Ты ведь знаешь, что я живу в Казахстане?! Это прекрасная страна со своими обычаями и традициями, о которых я хочу тебе поведать. Вдруг ты, милый друг, решишь навестить меня когда-нибудь, а о народе Казахстана совсем ничего не знаешь. Это будет неловко, не так ли?
Я уверен(а), что ты знаешь о том, какое значение имеют различные традиции для культуры народа.
Самой главной традицией казахов считается уважение к старшим, так что будь внимательней, не оскорби кого-нибудь ненароком. И знай, что у нас нормально спрашивать про предков, говоря про "жеті ата". Каждый уважающий себя казах должен знать как минимум семь поколений своего рода.
Так же важной традицией для всех, кто проживает в Казахстане, является гостеприимство. И сейчас я могу на полном серьёзе сказать тебе, что казахи - очень гостеприимный народ. Гостей всегда радушно встречают, усаживают на почётное место и угощают лучшим, что есть в доме. Так повелось с древних времён. А историю семьи, как ты помнишь, мы очень чтим.
Основы я тебе рассказал(а), а остальное можешь узнать, когда решишь меня навестить. Хорошего дня, мой дальний друг.
Сорян без причастного и деепричастного оборота