Виктор владимирович виноградов был первым настоя-
щим учёным, которого мне пришлось встретить, и вместе
с тем из всех, кого я знала в жизни. что отли-
чало в. в. виноградова как учёного? сразу на этот вопрос
не ответишь, но главным мне представляется вот что: глу-
бокое погружение в мир лингвистики, такое глубокое, что
он не замечал многих неприглядных сторон жизни. вести
с войны в 1941—1943 годах были мрачные, это угне-
тало. в тобольске в то время было неуютно: голодно,
холодно, мы сами заготавливали дрова для института,
вместе с виктором владимировичем пилили их на берегу
иртыша. но он спокойно и мужественно переносил все
трудности, поддерживая нас своим оптимизмом. жизнь
его была напряжённой, содержала свой, особый мир.
в мире его мыслей были идеи лингвистики, жили учёные,
писатели, умело и точно пользовавшиеся словом, и неис-
числимый набор разнообразнейших фактов речи,
которые он наблюдал, исследовал и обобщал. и из знаний
всего этого складывалась его удивительная эрудиция и ис-
следовательская интуиция.
(в. белошапкова)
2. выпишите грамматические основы с составным именным
сказуемым. укажите, какой частью речи выражена каж-
дая часть сказуемого.
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В прозе А. С. Пушкина в этом значении встречаем не только существительное глагол, но и глагол глаголати, существительное глаголание и причастие глаголющий: Несть во многом глаголании. Аминь, аминь глаголю вам. Калдерон называет молнии огненными языками небес, глаголющих земле.
В современном русском языке глаголы называют различные действия:
1) связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др. ;
2) связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др. ;
3) называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др. ;
4) называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др. ;
5) называющие состояния природы: светает, дождит, смеркается, вечереет и др.
Глаголы очень выразительны. Надо только уметь найти самый нужный глагол, такой, чтобы он представить предмет.
Так, сообщить о том, что на улице идёт дождь, можно по-разному. Дождь идёт — простая констатация факта. Мы ничего не узнаём о дожде, кроме того, что он есть.
Дождь льёт как из ведра. Фразеологизм делает сообщение более содержательным — дождь проливной, очень сильный.
А поэт Дмитрий Кедрин нашёл такой замечательный глагол: На улице пляшет дождик. Выразительность усиливается олицетворением, дождик оживает, ведёт себя как весёлый человек. Вся картина радостная, светлая. Это чувство передает и авторское уменьшительно-ласкательное дождик.
В следующем тексте представление об обобщённом, неконкретном предмете (предметах) создаётся только названием действий:
Люблю я все, что плещется, струится,
Рождается, меняется, растёт,
И старится, и смерти не боится.. .
Не выношу безжизненных красот!
(В. Тушнова. )
На этом свойстве глагола строятся многие загадки. По действиям надо отгадать деятеля:
1. Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег. )
2. Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет,
Тогда заревёт.
(Снег. )
В русском языке глаголы образуют большие ряды синонимов. Так, значение речи может быть выражено глаголами говорить, сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать, изъясняться, объясняться, болтать, лопотать, лепетать, произносить и др. Однако каждый из глаголов отличается особыми оттенками в значении. Говорить имеет самое широкое значение - «вслух выражать свои мысли» . Сообщать - «говорить что-либо о чём-либо» . Заявлять — «ставить в известность о чём-либо» . Высказывать — «сообщать, выражать своё мнение» . Изрекать и вещать в современной речи употребляются чаще всего иронически и т. д.
Чем выразительнее глагол, тем ярче наше представление о предмете речи.
Это свойство глагола было вполне оценено и неизвестным автором «Слова о полку Игореве» . В этом памятнике древнерусской литературы глаголы очень выразительны, образны. Они создают Необычный звуковой фон для всего происходящего. Всё звучит: и одушевлённые, и неодушевлённые предметы. Струны рокочут славу, Колокола звенят, телеги кричат, земля стонет, гудит, трубы трубят, матери плачут, трава шумит, слава звенит, пахари кикахуть (покрикивали) , воины свистят, стяги глаголют, копья поют и трещат, сабли и мечи гремят, Киев стонет. Каждая птица и каждое животное имеют свой особый голос: туры рыкают, кони ржут, лисицы брешут, орлы клекочут, соловьи щекочут, вороны грают, галки речь говорят, сороки стрекочут, дятлы текчут.. .Поражает не только разнообразие звуков, но и разнообразие и богатство глагольной лексики, передающей это чудесное многоголос