В произведении Николая Васильевича Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» часто встречается слово,
по значению близкое слову друг. Выполните задания
5.1. Найдите это слово. Пользуясь данными современных и исторических
толковых словарей, приведите его значение.
5.2. Найдите в тексте устаревшее слово, однокоренное с этим
существительным. Пользуясь данными толковых словарей, приведите его
значение.
5.3. Сделайте этимологический анализ слова из задания 5.2.
После изобретения маятника часы стали точным прибором.Чем дальше,тем устройство их становилось все лучше и лучше,а на ряду с этим - все дешевле и доступнее.Так бывает всегда. Когда изобрели радио,об этом знали не многие,и то понаслышке.Но чем больше работали учёные над улучшением радио-аппаратов,тем лучше и доступнее они становились.И сейчас никто не удивляется,увидев над крышами целую поросль спутниковых антенн.Не так было с часами двести лет с тех пор, как Генрих де Вих построил свои часы, а в Париже всё ещё легче было встретить водяные или песочные часы,чем часы механические.
Люди всегда хотели заглянуть в будущее. За завесой неведомого им мерцала неуловимая истина. Предупрежденный – вооружен, и люди жаждали получить это предупреждение, даже там, где это было невозможно. И с древних времен гадают по ночам девушки, напряженно близорукими глазами вглядываясь в угрожающую тьму времени. Ужас неведения не рассеять, не получить ни одного достойного рецепта только для себя, а полустертые руны знаков, разбросанные по полям судьбы, медленно, но верно поглощают леность и забвение.
Времена древних пророков ушли. Не ради пользы вещали они миру свои откровения, но открывали дверь истины, смысла бытия, отверзали тайны человеческого духа. Как добросовестные лекари, они не кликушествовали о своих страхах и надеждах, но смело и ласково указывали людям на их недостатки, приоткрывая по пути величайшую тайну замысла Божьего, с испугом и благоговением. Искусство вышло из жреческого служения, вышло, но не отделилось от него и всегда осознавало себя с ним связанным. Пророку, возвещающему глас Божий, литература наследовала образом поэта-пророка, говорящего по наущению Божию или заменившего собой пророка, поэта-богоборца. И образ царственного аскета, которому открылась истина, преследовал художников.
Известнейшим стихотворением девятнадцатого века о пророке является, конечно, стихотворение А. С. Пушкина. Его «Пророка» «растащили» на цитаты. Пушкин не унизил стихотворение изощренной формой, нет даже деления на строфы, это не безделушка на тему, а страстное, сосредоточенное размышление, которое не должно охлаждать арифметически точное оформление. В самом стихотворении даны поразительный, освежающий и возвышающий душу образ откровения, превращение низменной природы человека в гордую природу Божьего слуги. Такое преображение возможно только по собственной воле, более того – по собственному страстному желанию, недаром лирический герой «духовной жаждою томим».
И этот пророк, пророк умирающий, заканчивает историю русских пророков девятнадцатого века. Он доводит до логического конца то движение внутрь себя, то отдаление от божественного откровения, которое началось уже в лермонтовском тексте. От высокого глагола Пушкина поэзия пришла к площадному слогу Некрасова. В веке двадцатом каждый сам себе будет пророком, значит, пророком не станет никто.Или все таки станет?