Упражение. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и письменно объясняя выбор буквы в соответствии с правилом.
Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый желуд..вый кофе, изредк.. ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянц..витом самоваре, стоящ..м на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был большой обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальц..м, ч..рт, молодц..вато встряхнув ч..лкой, пустился танц..вать чеч..тку. Ц..канье его копыт было столь сильным, что в ц..кольном этаже думали, что наверху гарц..вала лошадь. Однако ч..рт был не очень искусным танц..ром и, совершив один не совсем удачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятач..к, покрытый мягкой ш..рсткой. Огорч..нный ч..рт куц..й овц..й кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятач..к. «Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т», – чертыхнулся ч..рт чертовской пословиц..й.
ГЛАВНОЕ НАПИСАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С КАКИМ ПРАВИЛОМ
ОбъяснеУпражнение № 1
Определить тип связи слов в словосочетаниях. В последней строчке найти и выписать исключение. Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Исключения из разных правил»
Хорошая про(ф-фф)е(с-сс)ия, приобрел про(ф-фф)е(с-сс)ию, опять увид..л, снова повернулся, голубоглазая девочка, с(?)ел кусоч..к, кусоч..к хлеба, (не)большой кусоч..к, хлеб с маслом, играет на роял(и-е), плохо вид..т, опасность справ(а-о), выбросил не читая, здание школы, школьное здание, моя тетрадь, пришел в школу, быстро вышел, приехал из деревни, очень хорошо, дымч..тая кошка, подарок для мамы, где-то спрятался, второй класс, два мальчика, работает кое-как, (з-с)десь не живут, оставил у Кати, ложка меда, медовые пряники, деревя(н-нн)ая шкатулка, шкатулка из дерева.
Упражнение № 2
Определить тип связи слов в словосочетаниях. С двумя словосочетаниями придумать такие предложения, чтобы в них союз «И» связывал однородные сказуемые.
Глиня(н-нн)ая миска, миска из глины, сделали из глины, хорошо сделали, мастер сделал, ребенок плач..т, горько плач..т, детский плач(?), сумка с продуктами, совсем (не)красивый, буханка хлеба, из хлебного магазина, над синим морем, пчела жужжит, дружу с тобой, две кошки, поднимись (на)верх, посмотрел сюда, очень грустный, гроза закончилась, в книжке с картинками, однажды победил, приду вечером, одинокого паруса, крапива у забора, ветр(е-я)(н-нн)ая мельница, друзья по(с-сс)орились, еще не созревший, чашка с молоком, смотрю телевизор, солнечный луч(?), луч(?) солнца.
Упражнение № 3
Подчеркнуть грамматические основы предложений. Составить словарный диктант из 8 слов на правило, к которому относится выделенное слово.
1 Иван Сергеевич Тургенев написал рассказ «Муму». 2. Крымские горы распол..гаются в (юго)западной части нашего полуострова. 3. Бородинское сражение произошло в 1812 году. 4 Кто вид..л пр..ступника? 5. Два рыцаря стояли в стороне от всех. 6. Расстроились абсолютно все. 7. Возле дерева сидели трое мальчишек. 8. На его месте мог оказаться каждый. 9. Новая Земля – остров в Северном Ледовитом океане. 10. Опоздавшие будут стоять в конце класса. 11. К нам подошел мастер, который заведовал этим участком. 12. Именно здесь находит(?)ся Ладожское озеро. 13. Происходило что-то странное.
Упражнение № 4
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определить вид сказуемого. Выние:
Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С того времени, когда появился первый телевизор и начал транслировать первые телепередачи больше половины столетия, но его аудитория растёт в бесконечное множество раз, поскольку большинство современных семей не может представить свою жизнь без этого изобретения. Не каждая семья задумывается над тем, что очень много телепрограмм и фильмов вносят в их домашний очаг разврат, глупость, манипулируют сознанием человека и загружают бессознательное всевозможным хламом. Это происходит потому, что люди постоянно используют телевизор как с целью получения информации, так и с целью развлечения, отдыха, и такой постоянный контакт начинает форматировать психику в соответствии с транслируемой информацией, даже тогда, когда человек вроде бы внимателен к этому потоку информации. Многие прожигающие своё время и глаза в этом бездушном ящике считают, что телепрограммы объективно доносит до человека все события, которые происходят в мире.