ТЕМА: Употребление устаревшей лексики в новом контексте КЛАССНАЯ РАБОТА
45. 1) Прочитайте отрывок из рассказа Ю. С. Павловой «Путешествие в и подумайте, о чём он.
Машина времени опять сработала! Витя огляделся. Он стоял в комнате, очень похожей на бабушкину: старые фотографии на сте¬нах, этажерка с книгами, радиоприемник, стол, накрытый вышитой скатертью, раскрытая газета, на которой он прочёл дату: 20 октября 1970 года.
Открылась дверь, и вошёл мальчик, очень похожий на Витиного друга Дениса, с которым они учились в одном лицее:
- Мне сказали, что здесь нужна Я Андрей. А ты и вправду странно выглядишь.
Он с удивлением оглядел Витины ДЖИНСЫ, кроссовки и рюкзак:
- В школу в этом нельзя. Я принёс тебе пионерскую форму и новый галстук: сегодня на торжественной линейке будем принимать первоклашек в октябрята, а после уроков вместе пойдём на совет пионерской дружины.
Витя почему-то сразу представил древнерусскую дружину и это¬го Андрея в княжеских доспехах, которые он видел в учебнике истории и в фильмах, а себя — в тёмном костюме с синим галстуком, как у папы.
В школу они ехали на автобусе с громоздким кассовым аппара¬том. куда пассажиры бросали пятачки, самостоятельно отрывая би¬летики. Витя НИКАК не мог привыкнуть к тому, что в руке не было мобильника: даже время не посмотришь.
В классе, куда они пришли, стояли деревянные парты, знако¬мые ему по фотографиям из бабушкиного альбома. Ни интерактив¬ной доски, ни компьютера на учительском столе, конечно, не было и в помине. Школьники писали в тонких ученических тетрадках перь¬евыми ручками, которые обмакивали в стоящие на партах стеклян¬ные чернильницы-непроливайки. Витя заметил, что в тетради вло¬жены разноцветные листики рыхлой бумаги, которые школьники время от времени зачем-то прикладывали к написанному. Это были промокашки, пользу от которых Витя оценил после размазанного по листу классного задания, когда он решил вставить пропущенную за¬пятую в начало только что записанного предложения. Витя попро¬сил было замазку, чтобы исправить ошибку в написанном слове, но ребята подняли его на смех, а девочка в очках строго сказала, что они на уроке, а не на стройке. Витя вздохнул: слов фломастер, мар¬кер, стикер, Интернет, гаджет, дисплей, флешка здесь не стоило даже произносить.
Отдашь это машинистке, — Андрей протянул Вите список мероприятий на месяц, кивнув головой в сторону кабинета директо¬ра. Перед кабинетом сидела сухощавая женщина и быстро печатала на большой пишущей машинке в сером металлическом корпусе. Ви¬тя с любопытством наблюдал за тем, как она ловко вставила в ма¬шинку целую пачку листов, переложенных черном копировальной бумагой. «Так вот как, оказывается, МОЖНО делать копии без скане¬ра!* — подумал он. Над машинисткой висел информационный стенд со школьной стенгазетой. В ней Витя с удивлением прочитал замет¬ку о том, что гимназии и лицеи существовали только в дореволюци¬онной России, а в советское время им на смену пришли другие учеб¬ные заведения, в том числе школы-семилетки и десятилетки.
ЗАДАНИЯ К УПРАЖНЕНИЮ (задания и письменные, и устные – ответы давать краткие)
1.Выпишите из текста слова и устойчивые словосочетания, которые были не¬привычными для героя рассказа, и объясните, с чем это связано.
2. Устно объясните значения выписанных слов и их стилистическую окраску. Подумайте, все ли эти слова относятся к разряду устаревших и нет ли среди них таких, кото¬рые следует называть не устаревшими, а малоупотребительными. Выделите такие слова и устно объясните свою точку зрения.
3. Выпишите слова, которые школьники не могли знать в 1970 году. Прокомментируйте значения этих слов и объясните, каким общим термином их можно на¬звать и с чем связано их появление в русском языке. Укажите слова со стилистиче¬ской окраской разговорности.
4.Найдите и выпишите слова, которое Витя и его новые знакомые понимали по-разному. Объясните, с чем это связано.
5. Подумайте, как соотносятся выписанные вами три группы слов с понятия¬ми активный запас и пассивный запас лексики.
Сложный план:
1. Времена года:
1) Климат
а) Климат не балует жителей Казахстана, Казахстан весьма засушлив.
б) Весна - яркая и мимолётная время года.
в) Лето - Самое любимое время года жителей Казахстана, которое проходит с засухой.
2. Праздники
а) Наурыз
б) Лето - сезон казахских свадеб
в) Свадебные традиции и обычаи.
Краткое содержание:
Казахстан имеет много традиций и обычаев, которые дожили до наших лет. Климат в Казахстане очень засушлив и выпадает за год мало осадков. Весна может встретить с грозой и ливнем а под конец проводить теплым майским днём. Лето - любимое время года жителей Казахстана, летом проводиться много свадеб. Но летом бывает засуха. Во время свадьбы проводятся много традиций и обычаев.
Объяснение:
Это Санан)