Для определения категории одушевлённости / неодушевлённости у существительных нас интересуют три падежа этих существительных во МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ;: ► ВИНИТЕЛЬНЫЙ; ► ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ; ► РОДИТЕЛЬНЫЙ.
Смотрим при этом, с формой какого падежа совпала форма падежа ВИНИТЕЛЬНОГО: ► у одушевленных существительных она совпадает с формой родительного падежа (тоже множественного числа); ► у неодушевленных – с формой именительного падежа множественного числа.
Например, выясним, одушевлённые или неодушевлённые существительных УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ, КУКЛА: ► И. есть утопленники, ферзи, куклы ► Р. нет УТОПЛЕННИКОВ, ФЕРЗЕЙ, КУКОЛ ► В. вижу УТОПЛЕННИКОВ, ФЕРЗЕЙ, КУКОЛ
Обратите внимание: во множественном числе ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ у данных слов совпал с РОДИТЕЛЬНЫМ – это и есть доказательство того, что существительные УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ, КУКЛА являются ОДУШЕВЛЁННЫМИ.
Возьмём другую группу существительных: НАРОД, КОЛЛЕКТИВ, ТРУП. ► И. есть НАРОДЫ, КОЛЛЕКТИВЫ, ТРУПЫ ► Р. нет народов, коллективов, трупов ► В. вижу НАРОДЫ, КОЛЛЕКТИВЫ, ТРУПЫ
У существительных НАРОД, КОЛЛЕКТИВ, ТРУП во множественном числе ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ совпал с ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, а это доказывает: данные существительные являются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.
Сегодня утром, перел школой я сидела вместе с моей кошкой на диване. У меня на уроке математики сломался мой любимый карандаш. Я и моя лучшая подруга уаждое лето любим кататься на наших велосипедах. Мой папа решил купить новый телевизор потому, что наш старый телевизор сломался. Завтра я начну складывать чемодан, что бы поехать в отдых. У меня сломался телефон и поэтому мне скоро купят новый. У моей бабушки есть замечательная, старинная и очень красивая картина. У моего дедушки есть любимое занятие - это чтение газеты. По календарю уже март, а на улице до сих пор холодно и лежит снег. Моя мама не очень любит мыть посуду и часто просит ей в этом. Я каждое утро, перед школрй убираю кровать.
► ВИНИТЕЛЬНЫЙ;
► ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ;
► РОДИТЕЛЬНЫЙ.
Смотрим при этом, с формой какого падежа совпала форма падежа ВИНИТЕЛЬНОГО:
► у одушевленных существительных она совпадает с формой родительного падежа (тоже множественного числа);
► у неодушевленных – с формой именительного падежа множественного числа.
Например, выясним, одушевлённые или неодушевлённые существительных УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ, КУКЛА:
► И. есть утопленники, ферзи, куклы
► Р. нет УТОПЛЕННИКОВ, ФЕРЗЕЙ, КУКОЛ
► В. вижу УТОПЛЕННИКОВ, ФЕРЗЕЙ, КУКОЛ
Обратите внимание: во множественном числе ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ у данных слов совпал с РОДИТЕЛЬНЫМ – это и есть доказательство того, что существительные УТОПЛЕННИК, ФЕРЗЬ, КУКЛА являются ОДУШЕВЛЁННЫМИ.
Возьмём другую группу существительных: НАРОД, КОЛЛЕКТИВ, ТРУП.
► И. есть НАРОДЫ, КОЛЛЕКТИВЫ, ТРУПЫ
► Р. нет народов, коллективов, трупов
► В. вижу НАРОДЫ, КОЛЛЕКТИВЫ, ТРУПЫ
У существительных НАРОД, КОЛЛЕКТИВ, ТРУП во множественном числе ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ совпал с ИМЕНИТЕЛЬНЫМ, а это доказывает: данные существительные являются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ.
У меня на уроке математики сломался мой любимый карандаш.
Я и моя лучшая подруга уаждое лето любим кататься на наших велосипедах.
Мой папа решил купить новый телевизор потому, что наш старый телевизор сломался.
Завтра я начну складывать чемодан, что бы поехать в отдых.
У меня сломался телефон и поэтому мне скоро купят новый.
У моей бабушки есть замечательная, старинная и очень красивая картина.
У моего дедушки есть любимое занятие - это чтение газеты.
По календарю уже март, а на улице до сих пор холодно и лежит снег.
Моя мама не очень любит мыть посуду и часто просит ей в этом.
Я каждое утро, перед школрй убираю кровать.