СОР по русскому языку в 6 классе. 4 четверть. РАЗДЕЛ «Жара и холод: экстремальная погода»
Всего –
Прочитайте текст и выполните задания по тексту.
– Погода действительно меняется, – рассказывает начальник метеостанции Алматы АйгульКокынбаева. – В этом году я просто была шокирована тем, что в январе гремела гроза. Такого явления мне не доводилось наблюдать еще никогда. Очень теплой была зима, она больше весну напоминала. А вот в марте выпал снег высотой в 30 сантиметров, что тожене типично для Алматы. Так что, если снег выпадет вдруг в июле, я уже не удивлюсь, потому что могу допустить все что угодно.
– За столько лет работы в гидрометеослужбе вы с небесной канцелярией стали на «ты»?
– Нет, конечно! Она такая непредсказуемая, как бы мы ни старались.
– Тогда согласны, что «у природы нет плохой погоды»?
– «Всякая погода благодать», но я все-таки жару не люблю, а, судя по всему, количество жарких дней будет только нарастать, к сожалению.
– А многие люди, живущие в Казахстане, говорят, что климат в Казахстане такой холодный и уникальный.
– Климат у нас не уникальный, такой же, как в Китае, Канаде.
#1
1.Определите стиль текста. Укажите признаки этого стиля ( ).
2.Определите тему текста. ( ).
3.Определите основную мысль текста. ( ).
4.Укажите, какое предложение не соответствует содержанию текста. ( )
А) В Алматы погода меняется.
Б) Зима в Алматы была очень теплой и напоминала весну.
В) Количество жарких дней нарастать не будет.
Г) Климат в Казахстане такой же, как в Китае, Канаде.
Д) В марте в Алматы выпал снег высотой 30 сантиметров.
#2
Перепишите наречия, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, выделите орфограммы ( ).
Издалек.., вправ.., набел.., досух.., слев.., насух.., сначал.., занов.., снов.., сгоряч.., навечн.., дотемн.., засветл.., торжестве(н,нн)о, пута(н,нн)о, интерес(н,нн)о, медле(н,нн)о, пря(н,нн)о, увере(н,нн)о, хорош.., свеж.., певуч.., горяч.., могуч.., ещ.., неуклюж.., общ.., чащ.., строж.., уж..
главное что-бы было правильно
Упражнение 1.
Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.
Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
Упражнение 2.
1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)
Упражнение 3.
Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
Упражнение 4.
Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.
Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)
В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.
Упражнение 6.
Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.
Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)
Упражнение 7.
Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)
Объяснение: