Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму. Этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:
— с понёвой, — с сарафаном, — с юбкой-андараком, — с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, ук рашения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части — рубаха, понёва, кичкообразный головной убор — уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI—VII веках.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и не которых других. Комплекс одежды с сарафаном сформировался, судя по всему, в XV—XVII веках, т. е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с понёвой.
В русской женской одежде вплоть до XIX в. четко выделялись три типа: комплекс с поневой (южнорусский), с сарафаном (северорусский), рубаха и юбка. Наиболее распространены были первые два типа. В одежде сибирских переселенцев наблюдается большое разнообразие стилей. Но в одежде старообрядцев сохранились традиционные крои, головные уборы, отделка костюма благодаря историческому ходу событий и более замкнутому жизненному укладу.
В 17-18 в. Началось заселение Сибири русскими переселенцами. При переселении старообрядцев костюм сохранился благодаря указу Петра I от 1722 г., который гласил: "А раскольникам и бородачам , какого они звания ни были, носить же указанное раскольническое платье, чтобы оные по тому во всех местах явны были...". В одежде старообрядцев преобладает северорусский комплекс - сарафанный.
Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники.
— с понёвой,
— с сарафаном,
— с юбкой-андараком,
— с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве территорий Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Комплекс одежды с понёвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, понёву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, ук рашения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм преобладал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, частично Смоленской. Его принято считать наиболее древним у восточных славян. Ученые предполагают, что его основные части — рубаха, понёва, кичкообразный головной убор — уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI—VII веках.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной, по преимуществу, обуви. Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Он бытовал на севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае. В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он заметно вытеснял комплекс одежды с понёвой. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и не которых других. Комплекс одежды с сарафаном сформировался, судя по всему, в XV—XVII веках, т. е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди дворян, бояр, посадских людей и крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с понёвой.
В русской женской одежде вплоть до XIX в. четко выделялись три типа: комплекс с поневой (южнорусский), с сарафаном (северорусский), рубаха и юбка. Наиболее распространены были первые два типа. В одежде сибирских переселенцев наблюдается большое разнообразие стилей. Но в одежде старообрядцев сохранились традиционные крои, головные уборы, отделка костюма благодаря историческому ходу событий и более замкнутому жизненному укладу.
В 17-18 в. Началось заселение Сибири русскими переселенцами. При переселении старообрядцев костюм сохранился благодаря указу Петра I от 1722 г., который гласил: "А раскольникам и бородачам , какого они звания ни были, носить же указанное раскольническое платье, чтобы оные по тому во всех местах явны были...". В одежде старообрядцев преобладает северорусский комплекс - сарафанный.
Женский костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного, двух или трех) несет в себе символ плодородия - плодовитость животных. Пояс разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова - солнце, божество (выделялась красным цветом); низ - вода, подземные источники.