2. Это фрагмент из стихотворения М.Лермонтова "На севере диком..."
3. Языковой анализ
Фонетический разбор
1) Орфографическая запись слова: далёкой
2) Ударение в слове на втором слоге
3) Деление слова на слоги (перенос слова): да-лё-кой
4) Фонетическая транскрипция слова далёкой : [дал' `окай']
5) Характеристика звуков:
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный;
а [а] - гласный, безударный;
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный;
ё [о] - гласный, ударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный;
о [а] - гласный, безударный;
й [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
7 букв, 7 звуков
Морфемный разбор (по составу)
Дал- корень,-ёк- суффикс, -ой окончание, далёк - основа
Словообразовательный разбор
Начальная форма – далёкий.
Производящая основа – дал-, средство словообразования – суффикс –ёк.
словообразования – суффиксальный
Морфологический разбор
Далёкой - имя прилагательное, н.ф.- далёкий, качественное, ж.р., ед.ч., вопрос от сущ. пустыне (какой?) далёкой, определение.
Лексический анализ
Далёкой – далёкий. Лексическое значение – находящийся, происходящий на большом расстоянии или имеющий большое протяжение (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1983). Слово употреблено в прямом значении, многозначное, синоним –дальний, антоним – близкий, слово исконно русское, относится к активной лексике, общеупотребительное, межстилевое.
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
1.И снится ей всё, что в пустыне ДАЛЁКОЙ,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
2. Это фрагмент из стихотворения М.Лермонтова "На севере диком..."
3. Языковой анализ
Фонетический разбор
1) Орфографическая запись слова: далёкой
2) Ударение в слове на втором слоге
3) Деление слова на слоги (перенос слова): да-лё-кой
4) Фонетическая транскрипция слова далёкой : [дал' `окай']
5) Характеристика звуков:
д [д] - согласный, твердый, звонкий, парный;
а [а] - гласный, безударный;
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный;
ё [о] - гласный, ударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный;
о [а] - гласный, безударный;
й [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
7 букв, 7 звуков
Морфемный разбор (по составу)
Дал- корень,-ёк- суффикс, -ой окончание, далёк - основа
Словообразовательный разбор
Начальная форма – далёкий.
Производящая основа – дал-, средство словообразования – суффикс –ёк.
словообразования – суффиксальный
Морфологический разбор
Далёкой - имя прилагательное, н.ф.- далёкий, качественное, ж.р., ед.ч., вопрос от сущ. пустыне (какой?) далёкой, определение.
Лексический анализ
Далёкой – далёкий. Лексическое значение – находящийся, происходящий на большом расстоянии или имеющий большое протяжение (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва «Русский язык», 1983). Слово употреблено в прямом значении, многозначное, синоним –дальний, антоним – близкий, слово исконно русское, относится к активной лексике, общеупотребительное, межстилевое.
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
- У медведицы потерялся медвежонок.
- Волчица пропала, и волчата остались одни.
- У белки украли все запасы на