Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)В то лето я жил в маленьком северном городе. (2)Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме.
(3)Хозяин мой, доктор, был вечно занятой молчаливый человек. (4)Он жил один и лечил детей.
(5)Однажды в доме появился ещё один обитатель. (6)Вот как это произошло.
(7)Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. (8)С обрывком верёвки на шее он сидел, забившись
между брёвнами, и дрожал. (9)Доктор и раньше несколько раз видел его. (10)Теперь доктор остановился, рассмотрел его
во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за верёвку и потащил слепого к себе домой.
(11)Дома доктор вымыл его тёплой водой с мылом и накормил. (12)По привычке пёс вздрагивал и поджимался во
время еды. (13)Ел он жадно, спешил и давился. (14)Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.
— (15)Ну, теперь ступай! — сказал доктор, когда пёс наелся, и подтолкнул его с террасы.
(16)Пёс упёрся и задрожал. (17)Потом улёгся на террасе и задремал.
(18)Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. (19)Иногда он приоткрывал свои
мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. (20)Потом снова клал морду на лапы и закрывал
глаза.
(21) А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя.
(22)Как его назвать? (23)Или лучше избавиться от него, пока не поздно? (24)На что ему собака! (25)Доктор
задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась большая звезда.
— (26)Арктур... - пробормотал доктор.
(27)Пёс шевельнул ушами и открыл глаза.
— (28)Арктур, иди сюда, Арктур! — уже уверенно, властно и радостно позвал доктор.
(1) Многие живые организмы очень точно определяют время. (2)Они могут узнавать время морских приливов и
отливов, лунных и годовых циклов. (3)В определённое время птицы, раскрываются цветы, пчела летит
за взятком, хищники выходят на охоту. (4)С наступлением весны и осени животные вовремя и безошибочно
совершают сезонные миграции. (5)Не зная времени, животные не смогли бы отыскать себе достаточно корма и
при к смене сезонов. (6) Неслучайно живых организмов ориентироваться во времени,
зависящую от наследственных особенностей и от внешних условий, условно называют биологическими часами.
ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. ответ запишите в
поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с
первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в
отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(29)Пёс встал, подошёл и осторожно уткнулся носом в колени хозяину. (30)Доктор засмеялся и
положил руку ему на голову. (31)Так для слепого пса началась новая жизнь.
(32)Собаки бывают разные, как и люди. (33)Есть собаки нищие, побирушки, есть свободные и
угрюмые бродяги, есть глупо-восторженные брехуны. (34)Есть унижающиеся, вымаливающие
подачки, подползающие к любому, кто свистнет им. (35)Извивающиеся, виляющие хвостом, рабски
умильные, они бросаются с паническим визгом прочь, если ударить их или даже замахнуться.
(36)Много я видел преданных собак, собак покорных, строптивых, гордецов, стоиков, подлиз,
равнодушных, лукавых и пустых. (37)Арктур не был похож ни на одну собаку в мире. (35)Чувство
его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. (38)Он любил его страстно и
поэтично, может быть, больше жизни.
(39)У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур
изнывал от любви. (40)Когда же хозяин начинал толкать его, щекотать, гладить и смеяться
прерывистым воркующим смехом, что это было за наслаждение! (41)Тело его обмякало и
замирало, только громко и часто колотилось сердце. (42)Ему хотелось вскочить и помчаться,
захлебываясь радостным лаем. (43) Но он сдерживался. (44)Он был целомудрен и редко позволял
себе раскрываться до конца. (По Ю. Казакову*)
*Юрий Павлович Казаков (1927-1982) — русский советский писатель-прозаик.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Собака появилась в доме ветеринара, случайно
зайдя во двор доктора. 2)Между собакой и хозяином
возникла взаимная привязанность.
3) Арктур беззаветно и страстно любил доктора.
4) Пёс был слепым.
5) В собственном доме рассказчика появился новый обитатель – пёс Арктур.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются
однородные члены.
1) У хозяина бывало минутами плохое настроение, но чаще всего он был добр, и тогда Арктур
изнывал отлюбви.
2) Арктур не был похож ни на одну собаку в мире.
3) Он был целомудрен и редко позволял себе раскрываться до конца.
4) А доктор растерянно рассматривал его, ёрзал в качалке и придумывал ему имя.
5) Я снял комнату на окраине, в старом двухэтажном доме.
8. Лексический анализ.
Найдите в тексте контекстные синонимы к слову ОБИТАТЕЛЬ
Главная мысль: нельзя забирать животных (лесных) к себе домой. Потому что лес-это и есть их дом, там их семья. У Вас дома
им будет плохо.
1 часть: "В лесу я видел ежикаЕжик что-то искал".
2 часть: "Мишка хотел его погладитьА Марина Викторовна велела ежика выкатить из панамы".
3 часть: "Пусть живет в лесу...Он-дома".
В лесу я видел ежика.
Подлежащее - я (мест.);
Сказуемое - видел (глаг.).
В (предлог) лесу (сущ.) я (мест.) видел (глаг.) ежика (сущ.).
Правописание безударных гласных зависит от ударения и проверочных слов. Но есть безударные гласные, к которым нельзя подобрать проверочное слово, то есть они непроверяемые ударением, написание этих слов необходимо запомнить. Если мы можем подобрать проверочное слово, то это слово проверяемое ударением. Для того, чтобы подобрать проверочное слово, мы должны поставить ударение, выделить корень, подобрать такое однокоренное слово, чтобы на гласную, которую надо проверить, падало ударение.
Пример:
проверяемое ударением:
- стебелькИ (стЕбель);
- листОчки (лИст);
- велЕла (вЕлено).
Непроверяемые ударение:
- панАма;
- хорошО.
Ежика - (кого?), сущ., предмет.
1) Н.ф.: (кто?) ежик
2) Пост.пр.: нариц., одуш., м.р., 1-е скл.
Непост.пр.: ед.ч., Р.п.
3) ежика - дополнение ().
2)хвОя
Объяснение:
В разговорной речи бытует два варианта произношения анализируемого слова:
“хво́я”, где ударение падает на гласную букву “о” первого слога,
“хвоя́“, где ударение падает на гласную букву “я” второго слога.
Как правильно – “хвОя” или “хвоЯ”?
Согласно орфоэпической норме русского языка ударение в слове “хвоя” следует ставить на первый слог.
хво́я
и. п. кто? (что?) хво́я
р. п. кого? (чего?) хво́и
д. п. кому? (чему?) хво́е
в. п. кого? (что?) хво́ю
т. п. кем? (чем?) хво́ей (хво́ею)
п. п. о ком? (о чем?) хво́е