1. Определите особенности жанра и типа текста 2. Определите авторскую позицию.
3. Оцените содержание произведения
Сосуды Долга и Права
Сядьте удобно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Закройте глаза. Расслабьтесь. Вытяните вперед согнутые в локтях руки ладонями вверх. Представьте мысленно, что на левую ладонь вы поставили сосуд со своими правами, а на правую – с обязанностями. Ощутите дно сосудов, почувствуйте их объёмность. А теперь позвольте рукам почувствовать их вес; и пусть они медленно опускаются под тяжестью этих сосудов. Спокойно подождите, пока руки не коснутся колен. Обратите внимание на то, какая рука первой коснулась колена: правая или левая. Откройте глаза.
Итак, вы обнаружили, что сосуды Права и Долга не равноценны. Вы, вероятно, и раньше задумывались о противостоянии прав и обязанностей. Право – это «наковальня», а Долг – «молот».
Где-то между ними и «выковывается» целостность и устойчивость личности. Процесс порою болезненный, но неизбежный. Долг и Право не образуют единого целого, если одно подавляется другим. Пренебрежение Долгом приводит к легкомыслию, нежеланию видеть негативные стороны происходящего или своего поведения, иногда – к неустойчивости поведения или даже асоциальным поступкам. Игнорирование Права может привести к отказу от себя, от своих желаний и, как следствие, к пассивности, душевному застою. Ведь в правах человека заключена энергия его потребностей. Если мы блокируем эту энергию, мы мешаем личности развиваться. Пусть Долг защищает свои резоны, но и Праву тоже нужен шанс… Приступая к любому виду деятельности, надо осознать, что будет владеть мною: интерес или долг. Если интерес – дело пойдет, если долг – надо постараться «вырастить в себе интерес».
С утра начинает морозить. Днем еще осень, но под вечер, художница-зима расписывает окна домов своим неповторимыми узорами. Почему-то они напоминают лето - пальмы и диковинные цветы. А как идет первый снег? Он осторожничает, как зверь мягкой лапой трогает землю большими пушистыми хлопьями. Красиво, если нет ветра, тогда снежинки собираясь в маленькие хороводы, опускаются на землю легко и неспешно. Утро. Прохладно. Прохожие, оскальзываясь на первом ледке, спешат по делам. Им не до красоты.
Детвора, надев вязаные рукавички, спешит попробовать новую зиму на прочность, и с увлечением ломает первый хрупкий ледок. Выходит солнце из-за небольших туч и стаивает зимние узоры. Еще не время. Все будет. Надо подождать.
1. На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч., например: рожь, ночь, мышь.
2. В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь — несёшься, носишь — носишься, примешь — примешься.
3. На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь — мажься; спрячь — спрячься; ешь.
4. Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте.
5. На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
6. Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
7. На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.