Прочитайте текст, спишите его и выполните задания.
(1) Озера – это удаленные от моря водоемы, которые заполнили впадины на поверхности Земли. (2) Эти впадины называются бассейнами.
(3) Озера образовались в результате стекания воды в низкие места. (4) Озера пополняются в основном за счет дождей и тающего снега. (5) Вода попадает в бассейн озера с ручьями, малыми и большими реками, подземными источниками и грунтовыми водами.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Выпишите из текста антонимы.
4. Какие лексические значения имеет слово бассейн?
5. Выпишите сложное слово.
6. Укажите номер предложения с однородными членами, подчеркните их в тексте.
8. Укажите номер сложного предложения, подчеркните грамматические основы.
1. Грамматические основы выражения подлежащего).
1) Отыскать сокровища не составит труда. (инфинитив)
2) Оба сели рядом. (собирательное числительное)
3) Говоривший продолжал свой рассказ. (причастие в значении существ.)
4) Никто не входил в переулок. (отрицательное местоимение)
5) Входят семь богатырей. (синтаксически цельное словосоч. «колич. числ. + сущ.»)
6) Один из спящих захрапел. (синтаксически цельное словосочетание со знач. «один из множества»)
7) Завтра обязательно наступит. (наречие в значении сущ.)
8) Пять — отличная цифра. (числительное)
9) Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (синтаксически цельное словосоч. «сущ.в И.п. + сущ. в Т.п.»)
10) Большинство ребят учились хорошо. (синтаксически цельное словосочетание со знач. «множество кого-то»)
пять минут. (синтаксически цельное словосоч. «колич. числ. + сущ.»)
__
2. Синтаксический разбор предложения.
Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрыл долину.
Члены предложения (подчеркивание указано за словом в скобках) :
Густой(~~) туман, |нахлынувший волнами из ущелий| (~~), покрыл(═)
долину(_ _).
Части речи (надписать соответственно) :
Густой(прил.) туман(сущ.), нахлынувший(прич.) волнами(сущ.) из(предл.) ущелий(сущ.), покрыл(гл.) долину(сущ.).
[ —×, |~~|, ═ ].
Характеристика:
Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., полн., распр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
__
3.
Существительное:
ненависть, не радость, неправда, невзгоды, непорядок.
Прилагательное:
необъятный, необходимый, необычный, непрерывный, ничуть не уютный.
Глагол:
ненавидеть, не видел, не выходит, не засеял.
Наречие:
невдалеке, некогда, не по-русски, негромко, далеко не громко.
Причастие:
не проверяемые ударением, не засеяно, неотправленный, неисправленные, не отправленный вовремя.
В нашем классе все ребята готовы не думая о выгоде. Мы любим играть на переменах, бегая по этажу. Очень часто приходим без домашнего задания, забывая его дома. За это наши учителя все время нас ругают и даже наказывают, ставя двойки и записывая замечания в дневники. Но мы не унываем, надеясь, что родители не посмотрят дневник. Наш класс любит опаздывать, лишь в последний момент перед самым звонком забегая в школу. Но мы очень любим участвовать в спортивных соревнованиях, забывая обо всем, даже об уроках. На них мы часто занимаем первые места, обгоняя все остальные классы