Прочитайте отрывки. Определите функционально-смысловые типы речи данных текстов. Письменно в тетрадях запишите ответы. Например: Текст1 –описание. Текст 1.
Тиха украинская ночь, Прозрачно небо. Звезды блещут (А.Пушкин).
Текст 2
Вдруг раздались крики погони, карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела молодая княгиня, сказал ей: «Вы свободны, выходите».—«Что это значит,—закричал князь,—кто ты такой?» —«Это Дубровский»,—сказала княгиня. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками. Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась. Князь, не теряя ни минуты, вынул другой пистолет. Но ему не дали времени выстрелить, дверцы растворились, и несколько сильных рук вытащили его из кареты и вырвали у него пистолет. Над ним засверкали ножи.—Не трогать его! —закричал Дубровский, и мрачные его сообщники отступили (А. Пушкин).
Текст 3
В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны (С. Орлов).
Текст 4
Искусство —это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлетов и падения духа, самоотверженности и мужества, это поражение ипобеда.Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственногогероя,ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя,—и здесь начинается воздействие книги. Все это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого (Ю. Бондарев).
Текст 5
После болезни Илья Ильич долго был мрачен, по целым часам повергался в болезненную задумчивость и иногда не отвечал на вопросы Захара, не замечал, как он ронял чашки на пол и не сметал со стола пыль, или хозяйка, являясь по праздникам с пирогом, заставала его в слезах. Потом, мало-помалу, место живого горя заступило немое равнодушие. Илья Ильич по целым часам смотрел, как падал снег и наносил сугробы на дворе и на улице, как покрыл дрова, курятники, конуру, садик, гряды огорода, как из столбов забора образовались пирамиды, как все умерло и окуталось в саван. Подолгу слушал он треск кофейной мельницы, скаканье на цепи и лай собаки, чищенье сапог Захаром и мерный стук маятника (И. Гончаров).
Текст 6
Кабинет Антона Павловича. Большой письменный стол, широкий диван за ним. На отдельном столике, на красивом картонном щите, веером расположены фотографические карточки писателей и артистов с собственноручными надписями. На стене печатное предупреждение: «Просят не курить» (В. Вересаев).
Текст 7
Искренность —дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону—и будет фальшь; в другую —и будет цинизм (В. Вересаев).
Текст 8
Этот очерк написан в мезонине деревенского дома. Окна открыты, и на свет свечи залетают серые бабочки. Так тихо, что слышно, как внизу, в пустых комнатах, стучат ходики. Далеко на Оке гудит пароход. Деревня спит, в окнах темно.
Текст 9
Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на Севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озер, и все еще дышит оттуда запахом снега (К. Паустовский).
Текст 10
Наша собственность —это только то, что мы отдаем. Чего мы не хотим отдать, то не нам принадлежит, а мы ему принадлежим. Не мы его собственники, а оно наш собственник (М. Волошин).Умение отличать один тип речи от другого, составлять тексты различных типов речи очень важно, так как смешение текстов различных типов речи приводит к непониманию между людьми. Чтобы речь не была вычурной и вульгарной, необходимо уметь подбирать те языковые средства, которые уместны в том или ином типе речи.
Описание:1,6,9. Повествование :2,5,8. Рассуждение :3,4,7,10.
Объяснение:
Думаю так. УДАЧИ!