«Почему лист зеленый»
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица – Маринке удивительно, почему у неё не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка – Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как – то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, всё равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
«И почему это листья такие зеленые, и о чем они всё перешептываются?» - подумала Маринка.
И вдруг почудилось ей в шелесте тихие голоса, и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
- Эй, малыш – ш – ш – ш, что глядишь – шь – шь? – лопотали над ней листья. – Разве ты нас поймёшь – шь – шь?
- Пойму, - решительно сказала девочка.
- Ишь – ишь какая, ишь – ишь, - засмеялись листья. Да ведь ты спишь – шь – шь!
- И вовсе не сплю, - пробормотала Маринка. – Это вам так кажется.
- Ну если не спишь – шь – шь, тогда слушай, - зашептали листья. – Мы потому ш - шелестим, ш – шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным – полно чудесных зеленых хлорофилловых зерён. Зёрна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик.
Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
- А вот и нет сквозь сон Маринка. – Я знаю – дерево кормят корни. Ведь так?!
- Несмыш – ш – шлёныш – ш – ш! – наперебой зашелестели листья. – Корни само собой. Без корней нам тоже не прожить: они из – под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и всё – таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук – даже малой веточки не построить. Вот потому – то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зёрен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки – заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зёрнышки - заводики.
- Ну да, вы уж скажете, - засомневалась Маринка. – Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь. Разве нет? – задала во Маринка.
Верно говоришь – шь – шь, - зашелестели листья. – Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию даёт солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет – самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его – то они и соединяют различные вещества в одно чудесное – живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. Ну а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный когда – то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырвется на свободу и обернется веселым, горячим огнём.
- Значит, огонь – это тоже солнышко? – с Маринка.
- Конечно! – залепетали над ней листья. – Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших дней хозяйкам готовить обед, обогревает дома.
- А меня, - подумав, сказала Маринка, - зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов. Это не так?!
- А разве ты не знаешь, - наперебой зашумели листья, - что каменный уголь – это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад?
И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на Земле давным – давно, - о папоротниках и хвощах, только огромных, выше ёлок.
«Десятки миллионов лет! – подумала девочка. – Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг обернуться огнём и согреть меня, Маринку! Десятки миллионов лет – это ведь ужасно долго».
Над Маринкой сквозь листья поблёскивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.
- Послушайте! – решила расс Маринка. – Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
- Солныш – шко, солныш – шко, солныш – шко… - наперебой повторяли листья над головой девочки.
И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.
Задание 6
Найди начало и конец той части текста, в которой рассказывается, из чего хлорофилловые зёрна делают строительный материал для роста дерева.
В этой части есть несколько групп родственных слов. Подчеркни две из них – каждую своим цветом. Выдели в словах корни
1) В цвету трава - косить (ко́сит) пора.
2) Красная девица сидит в темнице (1 скл., п.п.), а коса (ко́сы) на улице.
Отгадка: морковь - моркови [орфограмма парный согласный: в/ф]
3) Коли лёд - доставай (доста́ть) серебро - бери (БЕР/БИР → нет суффикса А → пишется Е) золото.
4) Если лень прикоснётся (КОС/КАС → перед Н пишется О), то лентяй за работу не берётся (БЕР/БИР → нет суффикса А → пишется Е).
5) Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.
6) Гладит всё чего касается (КОС/КАС → нет Н → пишется А), а дотронешься - кусается.
Отгадка: утюг - утюги [орфограмма парный согласный: г/к]
7) Маленький (суффикс -ЕНЬК-) мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет (1 спр.), крохи собирает (БЕР/БИР → суффикс А → пишется И).
Отгадка: воробей [безударная гласная: словарное слово].
8) Собирай (БЕР/БИР → суффикс А → пишется И) по ягодке (словарное слово) - наберёшь (БЕР/БИР → нет суффикса А → пишется Е) кузовок.