Маршрутный лист урока русского языка в 8 Б классе
22.04.20. Тема урока: Контрольное сжатое изложение
СРОК написании: ДО 23.04.20 19.00 часов Инструкция к выполнению сжатого изложения.
Дорогие ребята! Сегодня Вам предстоит написать итоговое изложение.
Внимательно текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). При первом необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.
• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
• При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
• Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:
- нет ли у вас грамматических ошибок,
- не нарушена ли связь слов,
- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых рас ошибок - неоправданного повтора слов).
• Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)
• Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
• Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
• Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая выполненную работу, проверяющий устанавливает соответствие содержания работы ученика перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.
• Объем изложения - не менее 70 слов.
• Писать следует аккуратно, разборчивым почерком.
• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
• Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации.
• Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры.
Желаю Успеха!
Эталон выполнения оценочного материала
Микротемы:
1 абзац: Слово «культура» многогранно.
2 абзац:Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование.
3 абзац: Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело.
Критерии оценивания учебных достижений
За сжатое изложение выставляется 2 отметки: первая за написание текста, передачу основной информации, раскрытие микротем, сжатие текста. Вторая за грамотность и фактическую точность.
ТЕКСТ
Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.
Истинная культура всегда направлена на воспитание и образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение. Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота.
Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура – огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее.
Задание 135. Исправьте ошибки в предложениях с несколькими придаточными.
1. Комиссия осмотрела находящийся в центре города планетарий, которому в свое время было уделено много внимания.
2. К приезду делегации подготовлены стоящие в черте города коттеджи, отремонтированные и оборудованные всем необходимым.
3. Археологи прибыли в поселок, который стоял на крутом берегу реки, известной еще со времен завоевания Сибири Ермаком.
4. Извещаем Вас, что на основании имеющихся сведений о систематическом задержании Вами внесения абонентной платы будут приняты строгие меры.
5. В своей речи он указал на то, что по факту многочисленных нарушений в порядке проведения выборов написана жалоба в вышестоящие органы.
Задание 137. Укажите недочеты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.
1. Вопрос, волнующий россиян, к господину Закаеву... 2. В начале работы на трикотажной фабрике мне было трудно, но более опытные и знающие коллеги дружески посоветовали учиться дальше. 3. Комиссия осмотрела находящееся в помещении бывшего гаража общежитие, к которому в свое время было привлечено много внимания и на содержание которого выделены средства. 4.При условии проведения этих мероприятий эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом работника, выполнившего все поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли впоследствии применяться ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидающий на длительное время семью, нашел в новом коллективе свой второй дом. 8. Многие считают, что завод не в состоянии выполнить заказ. 9. Докладчик просил, чтобы ему предоставили возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников.
Объяснение:
-Привет, Кирилл! Я к тебе по делу пришел.
-Привет, слушаю.
-Может, ты знаешь, какая будет завтра погода?
-Я, конечно, не синоптик, но мне в детстве рассказывала бабушка, что, если закат желтый-на следующий день будет тепло. А если солнце затмевают облака, и само небо имеет темно-оранжевый оттенок-завтра будет дождливо.
-Ого! Вот этого я не знал. Закат сегодня светлый и безоблачный.
-Тогда завтра будет жарко. А тебе, кстати, зачем эта информация?
-Да я собирался завтра на речку сходить. Хочешь со мной? Вместе поплаваем.
-Да, почему бы и нет.
-Договорились. До завтра!
-До завтра!