Контрольная работа по русскому языку для 7 класса Причастие. Правописание причастий. Вариант 1.
ЧАСТЬ А.
Здание: выполните тестовые задания, в ответе укажите только одну букву.
1. Определите, какое слово является причастием:
а) чересчур б) прекраснейший в) распрыгавшийся г) перестараться
2. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены): а) Я иду за мамой в сад поражённый рассказом о случившемся.
б) Разноцветные огоньки освещающие сцену делали её сказочной и таинственной. в) Ночью все проснулись от далёкого грохота похожего на гром.
г) Проводимое с друзьями время оставалось для меня самым лучшим.
3. Определите, какое слово пишется с одной буквой н:
а) жёва(н,нн)ый хлебушек в) очарова(н,нн)ый странник б) замороже(н,нн)ое мясо г) оловя(н,нн)ый солдатик
4. Укажите вариант, в котором пишется две буквы н
а) Её волосы гладко причёса(н,нн)ы. б) Таня увлече(н,нн)а новой идеей. в) Море сегодня взволнова(н,нн)о. г) Брови у Вити нахмуре(н,нн)ы.
5. От какого глагола нельзя образовать форму действительного причастия настоящего времени: а) одевать б) наряжать в) прискакать г) раскалывать
6. В каком слове после шипящих на месте пропуска пишется буква о:
а) окруж…нный чащей в) упрощ…нный порядок действий б) деш…вые чулки г) клетчатый капюш…н
ЧАСТЬ В.
Задание: выполните предложенные задания
7. Выпишите из предложений причастия, выделите в них суффиксы, укажите действительное или страдательное причастие, определите время.
а) Весьма гордившаяся тем, что именно её изба стала местом для вечерних посиделок, Зина заваривала свежего турецкого чаю.
б) День становился всё более ясным, облака уходили, гонимые ветром. в) Солнечный свет струился сквозь запылённые стёкла.
г) Странным казался этот город, его ветры, рассеивающие тени по воде.
8. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»
а) по пен…щейся шири океана в) колыш…щееся пламя костра б) хран…мый талисман г) ободря…мый товарищами
9. Спишите предложения, раскрывая скобки, обозначая орфограмму «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»
а) Ворова(н, нн)ый кошелёк оказался в глубоком кармане пальто. б) Не стира(н,нн)ые после приезда вещи ворохом лежали на полу. в) В доме пахло зажаре(н,нн)ым рождественским гусем.
г) В окне показалось грязное лицо мужчины в рва(н,нн)ой гимнастёрке.
10. Спишите предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены), графически объясните знаки препинания (или их отсутствие).
а) Шапка свалянная из овечьей шерсти была тёплой и уютной. б) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.
ЧАСТЬ С.
Задание: прочитайте текст и выполните предложенные задания.
(1) Третий член экипажа - механик Зелёный. (2) Это мужчина большого роста с пышной рыжей бородой. (3) Он хороший механик и раз пять летал на других кораблях. (4) Главное для него удовольствие – копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении. (5) Это вообще-то отличное качество, но иногда Зелёный увлекается, и тогда какие-нибудь очень важные приборы оказываются разобранными именно в тот момент, когда они очень нужны.
(6) И ещё Зелёный большой пессимист. (7) Он бороду отпустил, потому что прочитал в какой-то старинной, зачитанной им до дыр книге, что один человек порезался бритвой и умер. (8) Хотя теперь на всей Земле не найти такой бритвы, чтобы порезаться, он на всякий случай отпустил бороду.
(По Киру Булычёву)
11. Озаглавьте текст
12. Укажите тип текста:
а) описание в) повествование с элементами описания б) повествование с элементами рассуждения г) рассуждение
13. Укажите номер предложения, в котором описывается внешность механика
14. Укажите номера предложений, в которых описываются качества механика Зелёного
Это был небольшой сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками. «Атмосфера в доме деда царила мрачная» . Он был строгий, жестокий. «Как это пороть? - спросил я.
Все засмеялись, а дед сказал:
- Погоди увидишь… »
Деда боялась вся семья, он быстро входил в ярость, наказывал розгами всех детей в доме, но в нём изредка проглядывает человек добрый. «Вот видишь, я тебе гостинца принёс! Однако не беда, что ты лишнее потерпел, - в зачёт пойдёт!
Ты знай:
когда свой, родной бьёт- это не беда, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? » Эта доброта быстро исчезала… и не перечь, не то расправа будет розгами. Одна бабушка хорошо знала характер деда и не боялась его, но дед бил бабушку тоже, когда считал, что она лезет не в своё дело. Только к Цыганку старик относился по-другому: кричал на него не так часто и сердито.
«- Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните моё слово: не мал человек рачтёт! »
Несмотря на свой жёсткий и жестокий характер, он иногда выглядел, как маленький капризный ребёнок, например, во время болезни.
«- Что мне сахару не даёшь? – капризничал тоном балованного ребёнка спрашивал он бабушку. » Мог быть весёлым, дружески объяснять что-то, шутливо разговаривать. «Наконец он шутливо столкнул меня с кровати. Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибок скажешь, и за это я тебе дам пятак. » Когда деду стукнуло восемь десятков лет, он стал ещё более раздражительным, злым, подозрительным, жадным и совсем потерял стыд. «Всё в доме строго делилось: один день обед готовила бабушка из провизии, купленной на её деньги, на другой день провизию покупал дед, и всегда в его дни обеды были хуже: бабушка брала хорошее мясо, а он – требуху. Чай и сахар хранились у каждого отдельно. Даже масло для лампадки перед образом каждый покупал своё, - это после полусотни лет совместного труда!