Играть втроём в шахматы это самое последнее дело. (Почему?) Ведь играть могут только двое, а третий сидит и подсказывает то одно-
му, то другому. (Что из этого следует?) Из этого никогда ничего хорошего
не получается. (А именно?) Если ты выиграешь, то тебе говорят, что ты
выиграл потому, что тебе А если проиграешь, то над тобой
смеются и говорят, что ты проиграл, несмотря на то, что тебе подска-
зывали. (Каков же вывод?) Нет, лучше всего играть в шахматы вдвоём,
когда никто не мешает. (Н. Носов)
1. Обозначьте морфемный состав всех глаголов. Какие из них явля-
ются однокоренными, а какие разными формами одного и того
же слова? Докажите.
2. Выполните морфологический анализ выделенного слова.
. пользуясь орфоэпическими словарями, словарями ударений, словарями трудностей, докажите существование вариантов в речи.
2. сопоставьте одноименные отрезки (на одну и ту же букву) в словаре даля и толковых словарях, изданных в разные годы. определите, как меняется словарный состав языка, какие слова (или группы слов) утрачиваются, какие обогащают язык.
3. проанализируйте две любые страницы «толкового словаря языка» с. и. ожегова и н. ю. шведовой и определите, какие слова вы употребляете активно, какие понимаете при восприятии речи, какие вам неизвестны или не вполне понятны. проанализируйте причины своего незнания тех или иных слов.
4. составьте список из 10–15 слов наиболее важных понятий вашей специальности. попробуйте самостоятельно дать их определения. сравните ваши толкования с толкованиями толковых словарей, словарей иностранных слов, словаря даля (если соответствующие слова в нем представлены).