40. Образуйте словосочетания. Запишите их, устанавливая смысловые и граммати- С чего?
ческие связи.
Х
1. Образец: спрыгнуть с крыльца (P. п.).
Заходить, друг (к); мчаться, лёд (по); отбежать, скамейка (от); скатиться,
кровать (с); внести, комната (в); выступать, площадь (на).
Какой?
2. Образец: к входной двери (Д. п.).
Берёзовая роща (вокруг); лестничная площадка (к); младший братишка
(за); интересная игра (в); широкая улица (по); библиотечная книга (на).
• Составьте два простых распространённых предложения с двумя-тремя словосо-
четаниями и запишите их. Прочтите друг другу предложения.
Петр занялся внутренними преобразованиями. Примером своим (и указами?) уменьшил он число холопей. Он являлся на улице с одним или тремя денщиками, скачущими за ним. Бояре принуждены были распустить своих дворовых. Сии разжиревшие тунеядцы разбрелись, впали в бедность и в распутство. Петр, обещая им ненаказанность, призвал их в службу. Собралось их множество. Рекрут набрано было до 30032. Петр из оных составил 29 полков пехоты и конницы.
Петр, рассматривая роспись боярам и дворянам и видя многих неслужащих, повелел всех распределить по полкам, а других во флот, послав в Воронеж и Азов для обучения морской службе. Петр обнародовал, чтоб никто не надеялся на свою породу, а доставал бы чины службою и собственным достоинством.
Петр завоеванием Азова открыл себе путь и к Черному морю; но он не полагал того довольным для России и для намерения его сблизить свой народ с образованными государствами Европы. Турция лежала между ими. Он нетерпеливо обращал взоры свои на северо-запад и на Балтийское море, коим обладала Швеция.
Объяснение: