№ 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Заполните таблицу.
Вот и пр…шла долгожданная весна. Не с весны ли нач...нае…ся все в пр…роде и людях? Разве можно ее не любить? Как пр…ятно подышать свеж… воздух…, послушать музыку капели!
Пр…грело солнышко, и нач…ли плакать сосульки. А вон на пр…пёке, у самой стены дома, показались зеленые р…стки травы.
Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва!
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
№2. Прочитайте текст и заполните таблицу.
- Вчера я прочитал в словаре, что7 апреля – вороний день.
- Разве ты раньше не слышал, что это почитание священной птицы на Ямале? Даже был принят Закон об объявлении 7 апреля весенним праздником коренных народов Севера – Ворнахатл.
- Неужели? Ворона – священная птица?
- Именно она, потому что пробуждает природу после долгой зимней спячки, обещает семьям здоровых детей, а стадам – хороший приплод оленят.
- Едва ли можно поверить, вот лебедь…
- Вряд ли кто из одноклассников знает, что этот праздник ненцы еще называют праздником любви и встреч.
- Вот и расскажем сегодня!
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
№3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
(1) Открытие нового! (2) Вот к чему стремится любой исследователь. (3) И так уж повелось, что все неожиданное и невероятное, внезапное и непосредственное, нечто ни чувственное, ни логическое называется интуицией. (4) Роль интуиции очевидна. (5) Без ее участия невозможно ни одно хоть сколько-нибудь крупное открытие. (6) Вообще решение любой задачи непременно содержит в себе интуитивный элемент. (7) Условием «включения» интуитивного восприятия является «отключение» логики («не думать»).
(8) Интуиция определяет отношение человека к самому себе и окружающему миру, является принятия им жизненно важных решений. (9) Это к неограниченной богатой фантазии. (10) Интуиции бывает достаточно для нахождения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. (11) Для этого необходимо доказательство, то есть знание, обладающее проверенной информацией.
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
2. Спишите. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?
Как (н_)пр_красен тюльпан своей окраской как (н_)оригинальна его форма но почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология (н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить как сами жители так и все те которые были тв_рцами мифологии.
Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил название “турецкая чалма”. Он воспет многими персидскими поэтами которые утверждали что с девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могутсравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный волшебный праз_ник тюльпанов.
(По Н.Ф. Золотницкому)
3. На основании выполненных заданий сделайте вывод о роли частиц в речи.
Свои мысли оформите в сочинении-миниатюре «Роль частиц в русском языке».
2) повелительное: пиши
изъявительное: писать, пишу и т. д.
условное: написал бы.
3) в изъявительном наклонении.
4) Формы условного наклонения образуются от форм времени глаголов при формообразующей частицы бы (б), которая всегда пишется раздельно.
5) БЫ с глаголами пишется раздельно. Условное наклонение - это глагол с частицей БЫ (поискал бы, позвонил бы, ..)
6) от основы настоящего или будущего времени с суффикса - и - или нулевого суффикса: установят - установи,играют - играй.
7) приставочный(приставки такие как:в,до,за,из,о,об,от и тд.) пример:бежать-забежать,сушить-высушить
суффиксальный суффиксы такие как: -ова(ть), -и(ть),-нича(ть) пример: интерес-интересовать,финиш-финишировать
Приставочно-суфиксальный пример:двое-удвоить(у -приставка,-и(ть)-суффикс;слабый-ослабеть(о-приставка, -е(ть)- суффикс)
Записка: 1) бумажный листок с записями; 2) краткое изложение какого-либо дела (служебная, докладная).
Звуко-буквенный разбор
записка: 3 слога (за-пи-ска), ударение падает на 2-ой слог
з [з] - согласный, звонкий, твёрдый, парный.
а [а] - гласный, безударный.
п [п] - согласный, глухой, мягкий, парный.
и [и] - гласный, ударный.
с [с] - согласный, глухой, твёрдый, парный.
к [к] - согласный, глухой, твёрдый, парный.
а [а] - гласный, безударный.
В слове 7 букв, 7 звуков.
Строение слова
ЗАПИСКА: приставка (¬) ЗА корень (∩) ПИС суффикс (∧) К окончание (выделить квадратом) А. Основа слова ЗАПИС.
Отметь орфограммы и докажи выбор букв
записка: 1) приставка ЗА (приставки зо не существует); 2) парный согласный з-с: запиСка - проверочное слово записочка.
Составить предложение
Я оставил родителям на столе записку, чтобы они не переживали, и пошёл гулять.
Цель и интонация
Цель: используется для обозначения конкретного предмета
Интонация: в данном предложении невосклицательное (цель высказывания - повествовательное).