1. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. 2. Подчеркни обособленные члены и однородные члены предложения. 3. Назови стиль речи (публицистический, официально-деловой или научный), к которому относятся данные предложения. Объясни, почему ты так решил. 4. Выпиши термины, которые используются в данных предложениях.
К-1. Укажите, какой частью речи является выделенное слово. Выберите правильный ответ.
А. Стоит себе лес, улыбается. (И.Никитин)
1. Слово себе выступает в роли дополнения, обозначает предмет, который одновременно является и лицом, производящим действие. Значит, это местоимение.
2. Слово себе выражает отношение говорящего к высказанному, относится к сказуемому стоит, не является членом предложения. Оно служит только для подчеркивания того, что действие, названное этим глаголом, протекает свободно, совершается действующим лицом или предметом в своих интересах. Следовательно, здесь слово себе – частица, а не местоимение.
Б. Дождь, ветер, холодище, паровоз старый, скверный... измотался я в эту ночь – прямо сил нет. (М.Горький)
1. Слово прямо имеет значение признака действия, обозначает, куда направлено действие, служит обстоятельством места. Значит, это наречие.
2. Слово прямо служит для выражения чувства героя; оно согласуется со словами сил нет и выражает степень усталости говорящего. Слово прямо – частица.
В. – Эй, – окликаю я Петю, – на носу не спать! Смотри не проворонь Анюя (приток Колымы)!
1. Слово смотри – глагол в повелительном наклонении.
2. Слово смотри – служебная часть речи; употреблено говорящим для выражения своего желания подчеркнуть значимость совершаемого действия. Значит, смотри – усилительная частица.
Г. Шумит листвой иной зеленый сад и шепчет: мол, цвету я всем на зависть! А в небе тучи, предвещая град, глядят, смеясь, на молодую завязь. (Р.Гамзатов)
1. Слово мол – существительное, обозначает предмет.
2. Слово мол – служебная часть речи, служит для субъективной передачи чужой речи (автор передает, что шепчет сад). Значит, это частица.
Д. По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал: капли дождевые, скатывались с игол. (В.Майков)
1. Слово точно – наречие, обозначающее признак действия, служит в предложении обстоятельством образа действия, отвечает на вопрос как?
2. Слово точно – сравнительная частица; она выражает впечатление говорящего от дождевых брызг, напоминающих жемчуг.
(Правильные варианты ответов: А2, Б2, В2, Г2, Д2.)
Для правильного выполнения этого задания ученикам предлагается памятка.
1. Помни, что знаменательные части речи являются членами предложения, а частицы – нет.
2. Знаменательные части речи обладают смысловым значением, что-то обозначают, а частицы такого значения не имеют.
3. Если частицы омонимичны глаголам, то только подчеркивают усиленное внимание к чему-то или показывают, что действие, о котором сообщается в предложении, не было закончено, так как оно было прервано в силу каких-либо непредвиденных обстоятельств.
4. Если частицы омонимичны наречиям, местоимениям, существительным с предлогом, то они лишь усиливают, подчеркивают какое-то отношение говорящего к высказываемой мысли, акцентируют внимание на всем предложении или каком-то слове в нем.
К-2. Укажите предложения, в которых выделенное слово – частица, омонимичная союзу. Выпишите эти предложения.
А. 1. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, как будто он собрался лететь. (А.Куприн) 2. Дождь начинает хлестать с меньшей силой, и ветер как будто стихает.
Б. 1. Ночь под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин) 2. Никак не мог я и думать, что гнездо соловки так близко от меня. Показала мне его кукушка.
В. 1. Теперь даже рябь морская, на солнце горящая, виднелась так ясно, будто Костя глядел с палубы катера. 2. Вечер. Солнце будто тлеет, гаснет постепенно. Над волною чайка реет, умываясь пеной.
Г. 1. И он зашагал по Невскому, оглядываясь, нет ли за ним слежки. (Н.Вирта) 2. Песенку не спеть ли, притаясь в траве? Облачка как петли в ясной синеве!
Д. 1. На Кунашире есть целые озера, вода которых кажется как будто подогретой. 2. Однако я боюсь, как бы не простудиться.
(Правильные ответы: А2, Б2, В2, Г2, Д1.)
К-3. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются знаменательными частями речи, а не частицами.
А. 1. Хоть и невелика лесная земляника, а какая замечательная это ягода! 2. Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза. Кто же этот удивительный человек? – Голубчик, да ведь это Рубинштейн. (А.Куприн)
Б. 1. Вдоль реки несется лодочка, на ней песня раздается, все слышней, слышней. (А.Плещеев)
2. Все доступно пристальному взору: дно речное, паутины нить. (Вл.Соколов)
В. 1. – В честь чего мне особая пища? Что я, больной? (А.Соболев) 2. В глуши что делать в эту пору? Гулять? (А.Пушкин)
Г. 1. «У кого чай есть? Пить хочу ужасно». Кто-то из партизан подал ему котелок. 2. Чай все-таки не чужой я вам человек.
Д. 1. Как прекрасна весна! Миллионы ей навстречу звенят голосов. (А.Плещеев) 2. Вот пуще прежнего пошли у них раздоры и споры, кому и как сидеть. (И.Крылов)
Объяснение:
Возможно правильно
ответ Однажды я со своими друзьями решили слетать на планету Марс. Мы надели скафанрры, сели в наш корабль и полетели. Вот мы оказались в открытом космосе. Вокруг нас летали кометы, и ярко светили звёзды. Вскоре мы долетели до планеты Марс. Первой ступила на Марс я. Затем мои друзья. Я осмотрела вокруг и увидела, что на этой планете множество кратеров и очень низская температура. Опять мы сели в наш корабль, но тут аварийная сигнализация! И тут я проснулась! Это звонил будильник в школу! Оказывается это был просто сон, зато фантастический!
Объяснение: