1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Поз..ней ос..н..ю иногда быва..т так же, как ранней в..сной: белый сне(г/к) и ч..рная з..мля. Тол..ко в..сной из проталин па́хн..т з..млёй а ос..н..ю — снегом. Ре(д/т)ко проглян..т луч.. со..нца осветит землю. Тогда бол..ш..́е удовольствие доставят уц..левшие лист..я на стар..й иве или маленький цв..ток под н..гой.
Наклоня..ш..ся к г..лубому цв..тку и с уд..влением зам..раеш..(2). Иван один остался от всем извес..ного р..стения иван-да-марья. Иван-да-марья двойной цв..ток. Природа сл..жила его из ф..олетовых листоч..ков и ж..лтого цв..точ..ка. Иван перенёс первый м..ро(з/с)(1) и поменял цвет.(4) Я (не)отв..жу грус..ных гла(з/с) от од..нокого(3) цв..тка. Где же т..перь твоя любимая (М,м)арья
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Досуг, километр, углубит, щавель.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Туман встаёт с лугов и серебрится в лучах солнца.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Коли загородная поездка получилась интересной и радостной
2) После уроков Ольга Сергеевна объявила Коля подготовил фотоотчёт о нашей поездке
3) Не забудь взять с собой фотоаппарат Коля
4) Коля сказал что о коллективной загородной поездке мечтал весь класс
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Хозяин гостиницы одолжил мне свой велосипед для прогулки.
2) Рассмотрите внимательно поверхность зелёного листа!
3) А стоит ли друзья нам пилить эту рябинку?
4) Вокруг нас росли осины и молодые берёзки.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Лесная мышь пробежала по снегу и скрылась под пнём в сугробе.
2) Взвиваются с полей в небо и исчезают в лучах рассвета лёгкие жаворонки.
3) В лесу недвижно стоят деревья и отбрасывают на снег лиловые тени.
4) Всё выше поднимается солнце и прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Случилось это весной на Таймыре. (2)Взяв ружьё, я отправился в горы. (3)До моей излюбленной скалы можно было уже рукой подать, как вдруг на чистом белом снегу я увидел свежий заячий след. (4)Вскоре я увидел и зайца. (5)Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны.
(6)Когда же до неё добрался и я, то на поляне был уже не один, а целых два зайца! (7)Но они, заметив меня, отбежали и сели рядом: нос одного упирался в ухо другого. (8)А так как зайцы видят сбоку, то всё пространство, окружающее их, стало ими просматриваться. (9)И с какой бы стороны я ни стремился к ним подойти на ружейный выстрел, они замечали меня и отбегали в сторону, причём не убегали совсем, а только отбегали на безопасное расстояние и вновь садились в свою прежнюю позу. (10)Все мои попытки поймать их были тщетны.
(11)Оказывается, пословица «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» имеет особый смысл. (12)Я-то думал, что зайцы разбегаются и ты не знаешь, за каким бежать... (13)Мне стало весело. (14)Ну, думаю вам, мои «учителя», за урок и живите себе на здоровье.
(По М. Литвякову)
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что зайцы со всех сторон замечали человека с ружьём? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) представлен в предложениях 2−5 текста. Запишите ответ.
(2)Взяв ружьё, я отправился в горы. (3)До моей излюбленной скалы можно было уже рукой подать, как вдруг на чистом белом снегу я увидел свежий заячий след. (4)Вскоре я увидел и зайца. (5)Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны.
11. В предложениях 5−7 найдите слово со значением «небольшой естественный поток». Выпишите это слово.
(5)Я бежал за ним как одержимый, а шустрый беляк успел уже перебраться через горный ручей и быстро удалялся в сторону большой белой поляны.
(6)Когда же до неё добрался и я, то на поляне был уже не один, а целых два зайца! (7)Но они, заметив меня, отбежали и сели рядом: нос одного упирался в ухо другого.
Текст 1
Позней осенью иногда бывает так же, как ранней весной: белый снег и чёрная земля. Только весной из проталин па́хнет землёй а осенью — снегом. Редко проглянет луч солнца осветит землю. Тогда большие удовольствие доставят уцелевшие листья на стар..й иве или маленький цветок под ногой.
Наклоняйшися к голубому цветку и с удивлением замираеш (2). Иван один остался от всем известного растения иван-да-марья. Иван-да-марья двойной цветок. Природа сложила его из фиолетовых листочков и жёлтого цветочка. Иван перенёс первый мороз(1) и поменял цвет.(4) Я (не)отвожу грустных глаз от одинокого(3) цветка. Где же теперь твоя любимая Марья