1. найти главное слово, 2. задать вопрос от главного к зависимому 3. определить части речи, которыми выражены главное и зависимое 4. определить связи.
Словосочетания для разбора: книги Пушкина, сильные дожди, первый день, писал мемуары, попросил прочитать, дом из кирпича, крутились рядом, холодный воздух, сядем поближе, ему не мешали, мои соседи, необыкновенная история.
Лермонтов рисует исключительную личность, наделённую
мятежной душой, могучим темпераментом.
Но в личности Мцыри живо и убедительно сочетаются черты
силы и слабости.
Огненная страстность, жизненность, свободолюбие,
непреклонная воля Мцыри-неотделимы в нем от его
физической хилости и болезненности- наследства
монастырского режима.
Лермонтов подчеркивает противоречивость героя -
он "пуглив и дик", "слаб и гибок",
но "в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий слух
Его отцов".
Могущество внутреннего духа и слабость тела - вот характерное
противоречие Мцыри, объясняемое оторваностью от родных
мест и неясной тоской по родине.
Могучий дух возрос в чужой ему искусственной среде, он
питается воспоминаниями и неясными предчувствиями
вольной жизни.
С самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет
радость и смысл человеческой жизни:
семьи, близких, друзей, родины.
Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нём
Мцыри воспринимал как плен.
У него отняли свободу, но стремление к ней убить не смогли.
Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас
в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений,
объясняет причину его побега.
Она проста.
Всё дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”,
юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе,
жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и
битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”.
Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать,
что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”,
“для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:
..Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Также Мцыри стремился познать самого себя.
И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была 6 печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том,
что человек рожден свободным,
что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”.
Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри,
его жажду счастья, любви, добра, его приверженность
прекрасному миру, полноту его желаний
и недостижимость для него простого счастья,
его принципиальную невозможность.
Судьба, преследующая Мцыри, олицетворена в образе
монастыря, перед которым вновь оказался Мцыри
после трагических скитаний. Мцыри победил свою
физическую слабость в битве с Барсом, но победить "судьбу",
уготовившую для него жизнь в чужом краю, он не мог.
Изначальная обреченность героя, который всеми силами
порывается убежать от судьбы, торжествует.
МЕТАФОРЫ передают напряженность переживаний Мцыри,
эмоциональное восприятие мира.
Это язык высоких страстей.
Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику
выражения чувств
(бой закипел; судьба… смеялась надо мной!
я тайный замысел ласкал) .
Метафорические эпитеты окрашены душевными
настроениями и передают отношение Мцыри
к предметам и явлениям жизни:" милая страна",
"чудный мир тревог и битв","седой незыблемый Кавказ",
"бурное сердце", "упрямая груда камней";
поэтическое восприятие мира (снегах, горящих,
как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы);
глубину чувств, силу и страстность, внутренний порыв
(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни;
пылающая грудь).
Но главные художественные приемы-олицетворение
и сравнение.
Сравнение: вершины гор "курились, как алтари":;
снега горят, "как алмаз";
облака сравниваются с караваном белых птиц.
Первая картина- разделенные потоком берега-
одиночество, отчаяние.
Заключительная - облака, направляющие на восток,
к Кавказу, - непреодолимое стремление на родину.
Объяснение: