08:55 сор 45 кл РЯ 4 четв
5 класс. Русский язык. СОР ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
за разделы «Астрономия: звёзды и созвездия», «Чудеса света»
Раздел/ Тема
Цель обучения
Чтение
Астрономия: звезды и созвездия. Чудеса света.
5.СГ5. Составляет диалог-расспрос, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий» и учитывая
возрастные особенности исполняемой роли
5. 42. Определять основную мысль на основе
содержания и композиции
Критерии оценивания
Обучающийся
Составляет диалог-расспрос в соответствии с
выбранной ролью, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий»
• Передает основную мысль на основе
содержания и композиции
Уровень
мыслительных
Применение
Навык высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание 1.
1. Прочитайте текст. 2. Выпишите слова с пропущенными буквами и вставьте
буквы.
Если в ясную, безоблачную ноч… посмотреть вверх, то взгляду предстанет
великолепная к…ртина звездного неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков
складываются в причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали,
что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном н…бесном своде. Сегодня все
мы знаем, что это не фонарики,а звезды. Почему они светят и как д…леко от нас они
находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут? Об этом наш рассказ Чтобы
понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше Солнце
- это звезда! Но как же так? - спросите вы. - Ведь Солнце - большое и горячее, а
звезды такие маленькие и совсем не греют. Весь секрет в расстоянии. Солнце
находится практически «рядом» - всего-то каких-то 150 миллионов километров, а
звезды находятся так далеко, что ученые даже не используют понятие
«километры» для измерения расстояния до звезд. Они придумали особую
единицу измерения, которая называется «световой год». Звезды, которые мы
наблюдаем, различаются по цвету и по яркости. Самые «холодные» звезды имеют
красный цвет. А самые горячие - голубоватый оттенок. Наша звезда Солнце
относится к классу желтых звезд. Подсчитать даже хотя бы примерно количество
звезд во Вселенной практически невозможно. Зато людям точно известно
количество звезд, которые мы видим с поверхности Земли невооруженным глазом.
Таких звезд около 4,5 тысяч.
Задание 2.
На основе прослушанного текста составьте диалог-расспрос (по 3 реплики на
участников),
руководителя астрономического кружка и школьника (-цы),
Задание 3.
1. Составьте 2 «тонких» вопроса и 2 «тоолс
21
Критерии оценивания
Дескрипто
Обучающийся
Работает с диалогом-
составляет диалог в соответствии с речевой
расспросом, меняя позицию ситуацией, правильно оформляя его;
«говорящий» на
| составляет «тонкие» вопросы по заданной
«слушающий» и учитывая
| возрастные особенности
составляет «толстые» вопросы по заданной
показывает лексику
4
2
4
1. Листва, /нагретая солнцем/, издавала волнительный запах осени. 2. Нельзя было сидеть, /сложа руки/, и ждать.3. Вдали увеличивалось и, /уносясь по ветру/, поднималось голубоватое облако дыма. 4. /Усыпанный кустарником/ берег тянется гладкой покатостью. 5. /Медленно поднимаясь на хребты волн и быстро спускаясь с них/, лодка приближалась к берегу. 6. На террасе, /обращённой к саду/, сидели в креслах брат и сестра. 6. Из сада на балкон вбежал Сергей, /прыгавший через три ступеньки/, и остановился у перил. 7. Всем известен музей А.С. Пушкина, /расположенный на набережной реки Мойки/. 8. На полях, /поднимаясь в небо и трепеща крылышками/, заливались песнями жаворонки. 9. /Скрепя сердце/, мы приняли решение и сообщили о нём ребятам. 10. В чистом зеркале воды отражались /опрокинутые вниз/ макушки берёз. 11. Лиловые облака, /протягиваясь к берегу, едва пропускали красные лучи. 12. На террасе, /обращённой к саду/, сидели в креслах брат и сестра.
Объяснение:
Нигде не было видно ни воды, ни леса.( А. Чехов.)
Он был мастером на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. ( В. Короленко) ( обобщ. слово)
Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. ( А.С. Пушкин.) ( сравн. оборот.)
Добровольцы, вы давно промокли до нитки, продрогли до мозга костей. (Л. Соболев.)( обращ.)
Конечно же надо, и знать, и любить, и беречь свою землю. ( В. Песков.)Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. (Паустовский)(Одн.ч.пред)
Всё, что окружало нас , казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега. (Паустовский) ( Одно.р.чл.пред. с обобщ. Всё что окружало нас)
Прощай, дом! Прощай, старая жизнь. (обращение Чехов)
Вероятно, он был человек признательный ( Гоголь вводный слово вероятно)
Разговоры становились звонче, несвязнее, веселее. (пушкин) сравнение