Правовой основой разрешения всех этих проблем в современном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть - это категория этики, характеризующая личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы совести означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках, не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости установления в социальном взаимодействии в межличностных взаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости) . Международные акты - документы ООН: “Всеобщая декларация прав человека” (10 декабря 1949 г.) ; “Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений” (25 ноября 1981 г.) ; “Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе” (15 января 1989 г.) ; “Парижская хартия для Новой Европы” (21 ноября 1980 г. ) утверждает право каждого человека “на свободу мысли, совести, религии и убеждений”. Они послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон “О свободе вероисповеданий”, который гарантировал осуществление свободы совести в нашей республике. 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условия деятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равноправие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Равенство религиозных организаций перед законом; 3) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения; 4) Светский характер системы государственного образования. Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан. Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.
Международные акты - документы ООН: “Всеобщая декларация прав человека” (10 декабря 1949 г.) ; “Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений” (25 ноября 1981 г.) ; “Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе” (15 января 1989 г.) ; “Парижская хартия для Новой Европы” (21 ноября 1980 г. ) утверждает право каждого человека “на свободу мысли, совести, религии и убеждений”. Они послужили импульсом для изменения государственно-церковных отношений в нашей стране. 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон “О свободе вероисповеданий”, который гарантировал осуществление свободы совести в нашей республике. 26 сентября 1997 года принят федеральный закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон состоит из трёх разделов: 1) Общие положения; 2) Религиозные объединения; 3) Права и условия деятельности религиозных организаций. В первом разделе освещаются наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равноправие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Равенство религиозных организаций перед законом; 3) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения; 4) Светский характер системы государственного образования.
Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии - соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.
Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.