ОЧЕНЬ Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Учимся писать эссе по обществознанию
Методические указания
Алгоритм написания эссе:
1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите эссе.
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Л. Н. Толстой)
Если человек тверд, решителен и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. ( Конфуций)
Народу много, а людей немного. (Диоген)
Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью. (В.Гюго)
В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. (Ч.Диккенс)
Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. (Ж. Ренан)
Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.(Саади)
2. Приведите аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, литературных произведений.
3. Сформулируйте общий вывод.
Структура эссе должна включать следующие элементы:
Проблема, поднятая автором, её актуальность (например, «Автор поднимает проблему…», «Автор размышляет на тему…»)
2. Смысл высказывания (например, «Автор убеждён в том, что…», «Смысл данного высказывания состоит в том, что...», «Автор обращает наше внимание на то, что...» ).
3. Собственная точка зрения. (например, «Я согласен с автором в том, что...», «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...», «Автор был прав, утверждая, что...»).
Аргументация на теоретическом уровне (необходимо раскрыть обществоведческие понятия, относящиеся к теме, затронутой автором). Например, «Из курса обществознания мы знаем, что…».
Фактическая аргументация (не менее двух примеров, подтверждающих верность высказанных суждений, каждый из которых должен быть сформулирован развёрнуто и связан с иллюстрируемым положением, рассуждением).
Вывод.
Требования, предъявляемые к эссе
Эссе должно:
а) иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
б) показывать, что учащийся знает и осмысленно использует обществоведческие понятия (термины).
в) содержать убедительную аргументацию по теме высказывания.
Законодательный процесс в Российской Федерации выглядит так.
Сначала создаются законопроекты. За это отвечает Государственная Дума - нижняя палата парламента, которая занимается написанием текста законопроекта, обсуждением его, выявлением и исправлением ошибок. После того, как в очередном чтении законопроект будет готов, он передается в верхнюю палату парламента - Совет Федерации, где сенаторы голосованием могут принять этот законопроект или не принять. Если законопроект проходит Совет Федерации, то он уже считается законом, вышедшим из парламента и передается на подпись президенту.
Президент должен подписать закон, чтобы он вступил в законную силу. Теоретически, президент может и отказаться подписывать закон - тогда он в законную силу не вступит. Но обычно президент подписывает изданные законы.
Ну и наконец, закон публикуется в средствах массовой информации - в России для этого обычно служит "Российская газета". Кроме того, новости об изменениях в законодательстве также публикуются в других СМИ, например, на телевидении и в Интернете.
«...Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека»
Искусство освещает жизнь человека, потому что хранит в себе накопленные знания и ценности, а освящает жизнь человека, потому что качественно изменяет ее, делает лучше, увлекательнее, интереснее.
Есть много причин, по которым искусство важно, но две выделяются в качестве основных. Во-первых, искусство - это один из четырех которыми человек может иметь непосредственный опыт работы с теми существенными вещами, которые не поддаются описанию словами. Эти вещи включают в себя любовь, веру и надежду, которые являются одними из наиболее важных и значимых аспектов человеческого опыта, но совершенно не быть полностью выражены словами.
Вторая основная причина, по которой искусство важно, - это то, что оно является наиболее значимым событием всего человеческого общества. Почти все, что мы знаем об истории, о жизни предыдущих поколений – мы знаем от искусства. Оно рассказывает нам, как общества думали, ассоциировались, двигались, ели, жили и умирали. Мы делимся идеями и в этом нам общество. Мы узнаем, что сработало, а что нет. У нас есть возможность учиться, расширяться в настоящем и, по крайней мере, теоретически, избегать ошибок.
Поэтому искусство как фонарь, который освещает нашу жизнь, дает нам развиваться, идти вперед, но не по простой, а по красивой, наполненной смыслом дороге.