Обществознание 9 класс огэ.
расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым
в жизнь общества. сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни,
в политических деятелях. это к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», – когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.
сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. в то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. в большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.
напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. так что это далеко не только вопрос уровня образования.
(интервью м. вьеворка, текст адаптирован)
1)составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2)какие качества, по мнению автора, необходимы гражданам в условиях расширения прямой демократии? (назовите три таких качества.)
3)какие причины низкой политической активности граждан в странах с развитой демократией выделяет автор? ( две такие причины.)
4)что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два её формирования.
5)в демократическом государстве z на выборах в парламент в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. с опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может эта ситуация. фрагмент текста, который указывает причины сложившейся в стране z ситуации.
6)автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.
Защита от преступности (охрана законности и правопорядка)
Предоставление судебной защиты при решении различных споров
Социальное обеспечение тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам (пенсионеры, инвалиды, безработные)
Защита конституционных прав граждан, в том числе и от особо ретивых "радетелей государственности".
вообще говоря, государство может принимать на себя и дополнительные обязательства, - например, обязательство предоставлять всем бесплатное образование или бесплатную медицинскую Но эти обязательства не являются БАЗОВЫМИ - во многих странах, причём весьма успешных, образование и медицина отданы в частные руки, государство лишь контролирует соблюдение правил игры и справедливость этих правил.