Немецкому философу И. Канту принадлежит следующее высказывание: «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья». 1. Как Вы понимаете смысл фразы «сделать себя счастливыми»? 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 3. Как Вы думаете, почему люди должны следовать сложившимся моральным нормам для нормального развития общества?
Человек — это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы. Вправе ли он так делать? Ведь питается он плодами земными: опустошает недра земли; вырубает леса — фильтры воздуха; дышит кислородом, выбрасывая в атмосферу тонны вредных химических веществ; пьет воду, в которую сливаются заводские отходы; питается продуктами, выращенными на отравленной земле. Часто ли кто-нибудь из нас задумывается, а надолго ли хватит земных ресурсов при таком их беспорядочном и интенсивном использовании? Каждый думает: "А, на мой век хватит!" И очень удивляется, когда в его стране, в его городе, на его улице происходят катастрофы: мощные ливни сносят дома или же они уходят под землю; рвутся трубы канализации, и зловонные потоки уносятся в реку, озеро или в море, курорты закрываются, и пить воду еще долго нельзя; взрываются АЭС, и земля дарит нам мутантов.
Люди в погоне за престижностью и деньгами истребили многих животных, некоторые виды которых уже невозможно восстановить, или же остались единицы у некоторых энтузиастов-природников. Неужели трудно понять, что есть хищник и травоядное животное? Хищник, преследуя животное, хочет одного — наесться. Он не убьет больше, чем ему нужно. И в этом есть гармония, равновесие. Человек же уничтожает все, что видит, ему нужно все больше и больше, он идет семимильными шагами к своей гибели.
Посмотрите на мир, наша планета существует не для одноразового использования.
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями.
В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для
удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Как известно, объектом любой науки является некоторая крупная система, совокупность явлений и т.п.
Предмет – некоторая существенная часть объекта, некоторый аспект, на котором сосредотачивается внимание
отдельной науки. Метод – система и приемов познания объекта.
Обычно выделяют естественные (технические) и общественные (гуманитарные) науки. Экономика
традиционно относится к общественным (социальным) наукам – наукам об обществе. Таким образом,
объектом изучения экономики является человеческое общество.
Общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени
исторического развития теми или иными экономическими отношениями, определяющими все другие
общественные отношения. Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов,
сущность которых следует искать в общественном производстве. На каких же сторонах (аспектах)
человеческого общества сосредотачивает свое внимание экономика (иными словами – что является ее
предметом).
Существует несколько сходных подходов к определению предмета экономической теории. В своей
совокупности они позволяют определить этот предмет наиболее точно.
1. Чтобы жить, люди должны есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой и т.п. Эта необходимость
связана с удовлетворением потребностей в физическом воспроизводстве человека. Затем возникают
потребности более сложные, например, связанные с положением субъекта в данном социальном окружении: в
организации, культуре, политике и т.д.
Необходимость удовлетворять все эти потребности побуждает человека осуществлять некую
деятельность (труд, производство материальных благ и услуг, и т. п.).
Такая деятельность представляет собой взаимодействие субъектов с целью при окружающей
среды к удовлетворению их потребностей. Данную деятельность вместе с ее условиями, результатами и
закономерностями изучает экономика.
Таким образом, экономика – наука о деятельности человека. Слово «экономика» образовано от
греческого «oikonomikѐ», что означает «искусство ведения домашнего хозяйства».
2. В результате трудовой деятельности возникают экономические процессы и явления, которые
развиваются, усложняются, превращаются в сложные экономические системы. Экономика призвана отражать
эти процессы