Вариации могут быть на несколько тем, тогда они называются соответственно двойным (на две темы) или тройными (на три, исключительно редко).
Темы двойных вариаций могут быть либо близкими по характеру (Свадебный обряд из I д. оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), либо контрастными («Камаринская» М.И. Глинки).
В двойных вариациях темы могут либо излагаться поочередно и затем поочередно же следуют друг за другом вариации на первую и вторую темы (Й. Гайдн. Симфония №103 ми-бемоль мажор, II ч.), либо тема и вариации следуют группами: первая тема, группа вариаций на нее, вторая тема, группа вариаций на нее, группа вариаций на первую тему, группа вариаций на вторую и т.п. (М. И. Глинка, «Камаринская»).
Двойные вариации могут быть любого известного вида — на выдержанную мелодию, фигурационные, жанрово-характерные.
Скандинавская мифология подарила миру Могучего Тора, а в придачу снабдила нас замечательными загадками, в частности, загадкой бога Одина. Согласно легенде, король Хейдрек собирался посадить в тюрьму человека по имени Гестумблинди, если тот не сможет загадать ему сложные загадки (интересный подход к закону и порядку). Опасаясь за свою жизнь, Гестумблинди Праотцу, который ответил ему и предстал перед королем в его обличии. Один загадал Хейдреку ряд загадок, которые тот успешно разгадал, в том числе и эту:
«Четыре висят, четыре скачут, два указывают путь, два отгоняют собак, один болтается позади, всегда грязный. Кто я?»
В конечном итоге, Один загадал королю неразрешимую загадку, знал которую только он сам. Хейдрек догадался о подмене и напал на бога, обратив его бегство.
Вариации могут быть на несколько тем, тогда они называются соответственно двойным (на две темы) или тройными (на три, исключительно редко).
Темы двойных вариаций могут быть либо близкими по характеру (Свадебный обряд из I д. оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), либо контрастными («Камаринская» М.И. Глинки).
В двойных вариациях темы могут либо излагаться поочередно и затем поочередно же следуют друг за другом вариации на первую и вторую темы (Й. Гайдн. Симфония №103 ми-бемоль мажор, II ч.), либо тема и вариации следуют группами: первая тема, группа вариаций на нее, вторая тема, группа вариаций на нее, группа вариаций на первую тему, группа вариаций на вторую и т.п. (М. И. Глинка, «Камаринская»).
Двойные вариации могут быть любого известного вида — на выдержанную мелодию, фигурационные, жанрово-характерные.
«Четыре висят, четыре скачут, два указывают путь, два отгоняют собак, один болтается позади, всегда грязный. Кто я?»
В конечном итоге, Один загадал королю неразрешимую загадку, знал которую только он сам. Хейдрек догадался о подмене и напал на бога, обратив его бегство.