Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.
У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.
Мелодия
Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.
Темп
Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса - три четверти, у быстрого марша - две четверти.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.
Тембр
Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша. Метроном - это такой приборчик, с которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы» . Он музыканту держать определённый ритм длительное время. Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта.
ув.4: до-фа#→си-соль (м.6) - G-dur
ув.4: до-фа#→си-соль (м.6) - e-moll (гармонический)
ув.4: до-фа#→си-соль# (б.6) - E-dur (гарм.)
ув.4: до-фа#→си♭-соль (б.6) - g-moll
ум.5: до-соль♭→ре-фа (м.3) - B-dur (гарм.)
ум.5: до-соль♭→ре♭-фа (б.3) - Des-dur
ум.5: до-соль♭→ре♭-фа (б.3) - b-moll (гарм.)
От ре:
ув.4: ре-соль#→до-ля (б.6) - a-moll
ув.4: ре-соль#→до#-ля(м.6) - A-dur
ув.4: ре-соль#→до#-ля(м.6) - fis-moll (гарм.)
ув.4: ре-соль#→до#-ля# (б.6) - Fis - dur (гарм)
ум.5: ре-ля♭→ми-соль (м.3) - C-dur (гарм.)
ум.5: ре-ля♭→ми♭-соль (б.3) - Es-dur
ум.5: ре-ля♭→ми♭-соль (б.3) - c-moll (гарм.)
ум.5: ре-ля♭→ми♭-соль♭ (м.3) - es-moll
От ми:
ув.4: ми-ля# - ре-си (б.6) - h-moll
ув.4:ми-ля# - ре#-си (м.6) - H-dur
ув.4:ми-ля# - ре#-си (м.6) - gis-moll (гарм.)
ум.5: ми-си♭ - фа#-ля (м.3) - D-dur (гарм.)
ум5: ми-си♭ - фа-ля (б.3) - F-dur
ум.5: ми-си♭ - фа-ля (б.3) - d-moll (гарм.)
ум.5: ми-си♭ - фа-ля♭ (м.3) - f-moll
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.
У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.
Мелодия
Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной.
Ритм
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.
Темп
Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса - три четверти, у быстрого марша - две четверти.
Лад
В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.
Тембр
Это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Метроном - это такой приборчик, с которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы» . Он музыканту держать определённый ритм длительное время. Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта.