Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки – зрелого художника – здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии. Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа.10 Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства; она пленяет классической ясностью и целомудренностью. Для романса М. Глинка взял первые три строфы стихотворения И. Козлова. Они действительно создают чарующий пейзаж. Это очень близко по настроение к итальянским пейзажам Сильвестра Щедрина (1791–1830). Но стихотворение И. Козлова – это не только пейзаж. «Венецианская ночь» напечатана в альманахе А. Бестужева и Рылеева «Полярная звезда» на 1825 год и явно посвящена памяти Байрона11 и оплакивающей его гибель графине Терезе Гвиччьоли.12 Начиная с четвертой строфы, ситуация, на которой построена эта «фантазия» (как определил сам Козлов свое стихотворение), проясняется вполне отчетливо.13
Музыка Молдавии — музыка Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Молдавии. Молдавская музыка берёт начало из народного музыкального творчества, отличающегося самобытностью и богатством жанров и форм. Она длительный путь развития из народных мотивов к светской, академической и современной музыке различных стилей и направлений.
1. История
Особое место в молдавской музыке принадлежит дойнам — лирическим народным песням, возникшим в эпоху раннего феодализма, и колиндам — обрядовым песням, родственным славянским колядкам.
Профессиональная музыкальная культура возникла в Молдавском княжестве в средние века. Около 1500 года в Путнянском монастыре была создана певческая школа. В 1653 году господарь Василий Лупу основал певческую школу в Яссах при церкви Трёх Святителей. В состав средневекового молдавского войска входили трубачи. В середине XV века при господарском дворе имелись певчие.
Молдавское княжество долгое время находилось в зависимости от Османской империи, что отразилось турецким влиянием на молдавскую музыку. Так в XVII веке в придворных празднествах участвовали духовые оркестры — метерхане или тубулхане. При дворе играли и оркестры молдавских народных инструментов — тарафы. Выступления комедиантов и мэскэричей (скоморохов) сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Светская музыка была представлена профессиональными музыкантами и певцами лэутарами.
Господарь Дмитрий Кантемир является автором трактата «Книга науки музыки по литературной манере» (тур. Kitâbu 'Ilmi'l-Mûsikí alâ Vechi'l-Hurûfât), считающегося теоретической основой турецкой музыки, и содержащей записи около 350 турецких музыкальных произведений, многие из которых сохранились только в этом труде[1].
Средневековая молдавская музыка развивалась на основе устной традиции, однако в XIX веке наметился переход к письменной традиции, начали развиваться новые светские жанры в композиторском творчестве. В запрутской Молдове по инициативе Елены Асаки и её мужа Георге был создан первый музыкальный институт — Филармонико-драматическая консерватория (1836). Просуществовала консерватория два года. Её учащимися и актёрами-любителями была поставлена на молдавском языке опера Беллини «Норма»
Ритм баркаролы здесь служит основным средством для создания музыкального пейзажа.10 Мерное ритмическое покачивание, «всплески волн» в аккомпанементе и легкая, словно воздушная мелодическая линия выразительно оттеняют поэтическое ощущение природы. Музыка романса полна светлого безмятежного чувства; она пленяет классической ясностью и целомудренностью.
Для романса М. Глинка взял первые три строфы стихотворения И. Козлова. Они действительно создают чарующий пейзаж. Это очень близко по настроение к итальянским пейзажам Сильвестра Щедрина (1791–1830).
Но стихотворение И. Козлова – это не только пейзаж. «Венецианская ночь» напечатана в альманахе А. Бестужева и Рылеева «Полярная звезда» на 1825 год и явно посвящена памяти Байрона11 и оплакивающей его гибель графине Терезе Гвиччьоли.12 Начиная с четвертой строфы, ситуация, на которой построена эта «фантазия» (как определил сам Козлов свое стихотворение), проясняется вполне отчетливо.13
Подробнее - на -
Музыка Молдавии — музыка Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Молдавии. Молдавская музыка берёт начало из народного музыкального творчества, отличающегося самобытностью и богатством жанров и форм. Она длительный путь развития из народных мотивов к светской, академической и современной музыке различных стилей и направлений.
1. История
Особое место в молдавской музыке принадлежит дойнам — лирическим народным песням, возникшим в эпоху раннего феодализма, и колиндам — обрядовым песням, родственным славянским колядкам.
Профессиональная музыкальная культура возникла в Молдавском княжестве в средние века. Около 1500 года в Путнянском монастыре была создана певческая школа. В 1653 году господарь Василий Лупу основал певческую школу в Яссах при церкви Трёх Святителей. В состав средневекового молдавского войска входили трубачи. В середине XV века при господарском дворе имелись певчие.
Молдавское княжество долгое время находилось в зависимости от Османской империи, что отразилось турецким влиянием на молдавскую музыку. Так в XVII веке в придворных празднествах участвовали духовые оркестры — метерхане или тубулхане. При дворе играли и оркестры молдавских народных инструментов — тарафы. Выступления комедиантов и мэскэричей (скоморохов) сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Светская музыка была представлена профессиональными музыкантами и певцами лэутарами.
Господарь Дмитрий Кантемир является автором трактата «Книга науки музыки по литературной манере» (тур. Kitâbu 'Ilmi'l-Mûsikí alâ Vechi'l-Hurûfât), считающегося теоретической основой турецкой музыки, и содержащей записи около 350 турецких музыкальных произведений, многие из которых сохранились только в этом труде[1].
Средневековая молдавская музыка развивалась на основе устной традиции, однако в XIX веке наметился переход к письменной традиции, начали развиваться новые светские жанры в композиторском творчестве. В запрутской Молдове по инициативе Елены Асаки и её мужа Георге был создан первый музыкальный институт — Филармонико-драматическая консерватория (1836). Просуществовала консерватория два года. Её учащимися и актёрами-любителями была поставлена на молдавском языке опера Беллини «Норма»