Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор, - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12. Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют "революционным" и в связи с ним вспоминают и польское восстание 1831 г. против русского царизма, и знаменитую картину близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".Этюд Скрябина - это, скорее, создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. Мы как будто присутствуем при какой-то трагической схватке титанов или, наверное, божественных начал.
Последний этюд восьмого опуса, №12 ре диез минор, - одно из самых ярких и известных сочинений Скрябина. Иногда проводят параллели между этим этюдом и этюдом Шопена ор.10, тоже №12. Этюд Шопена, прекрасный, патетический и жизнеутверждающий, в духе пламенного призыва, обращён к гражданину. Недаром этюд часто называют "революционным" и в связи с ним вспоминают и польское восстание 1831 г. против русского царизма, и знаменитую картину близкого друга Шопена французского художника Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".Этюд Скрябина - это, скорее, создание одинокого, гордого, великого и трагического человеческого духа. Однако экспрессия, сила и мощь этой музыки бесподобны. Мы как будто присутствуем при какой-то трагической схватке титанов или, наверное, божественных начал.