Надеюсь это Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII – начале XX веков
В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так и в духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта. В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия. Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.
В это время особой популярностью стали пользоваться песни-толгау, авторами которых были известные жырау – Бухар, Умбетай, Актамберды, Таттикара и другие.
Устное народное творчество охватывали сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали героизм казахов в битве против джунгар.
Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.).
В девятнадцатом веке получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Поэма «Батыр Нияз» посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма «Бекет батыр». Поэма «Айман-Шолпан» также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Котибарулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847 годов стали героями эпоса «Кенесары-Наурызбай».
Развитие казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 году, поэт продолжает вооруженную борьбу. Он вел переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылал письма казахским родоправителям, несколько раз пытался пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. В 1846 году по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.
Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871), уроженец Уильской волости, который активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая.
Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827-1896). Он родился в Жетысу (Жамбылский район Алматинской области). Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.
Известным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралы, свои песни он сопровождал игрой на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу».
Поэт Абыл (1777-1864 гг.), жил Мангистау, он известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Его заслуга в передаче потомкам эпической
В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так и в духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта. В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия. Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.
В это время особой популярностью стали пользоваться песни-толгау, авторами которых были известные жырау – Бухар, Умбетай, Актамберды, Таттикара и другие.
Устное народное творчество охватывали сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали героизм казахов в битве против джунгар.
Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.).
В девятнадцатом веке получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Поэма «Батыр Нияз» посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов. О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма «Бекет батыр». Поэма «Айман-Шолпан» также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Котибарулы. Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847 годов стали героями эпоса «Кенесары-Наурызбай».
Развитие казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 году, поэт продолжает вооруженную борьбу. Он вел переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылал письма казахским родоправителям, несколько раз пытался пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. В 1846 году по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит. Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.
Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871), уроженец Уильской волости, который активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая.
Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827-1896). Он родился в Жетысу (Жамбылский район Алматинской области). Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.
Известным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралы, свои песни он сопровождал игрой на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу».
Поэт Абыл (1777-1864 гг.), жил Мангистау, он известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Его заслуга в передаче потомкам эпической