М. К. Чюрлёнис
Подберите правильную подпись к фотографии.
М. К. Чюрлёнис – гениальный литовский художник, композитор и поэт. М. К. Чюрлёнис – выдающийся латвийский художник, композитор и поэт. М. К. Чюрлёнис – выдающийся общественный деятель XX столетия. М. К. Чюрлёнис – выдающийся литовский архитектор XIX века.
Музыка П. Чайковского, либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1877, хореография В. Рейзингера. Последующая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1895, хореография М. Петипа, Л. Иванова.
Всеми любимый балет, классическая версия которого была поставлена в 1895 году, на самом деле родился
восемнадцатью годами ранее в московском Большом театре. Партитура Чайковского, мировая слава которого была еще впереди, была своеобразным собранием «песен без слов» и казалась слишком сложной для того времени. Балет около 40 раз и канул в Лету.
После смерти Чайковского «Лебединое озеро» поставили в Мариинском театре, и от этой версии, ставшей классической, отталкивались все последующие постановки балета.
Для примера возьмем одну мажорную и одну минорную тональность с одним-двумя знаками при ключе.
I. Тональность: Ре мажор. Знаки при ключе: фа#до#.
Для начала построим в данной тональности тоническое трезвучие. Напомню, что это трезвучие, построенное на устойчивых ступенях (устойчивые ступени - I, III, V) со всеми знаками альтерации, которые можно посмотреть в любой таблице или просто запомнить.
В тональности ре мажор I ступень - ре, III ступень - фа#, V ступень - ля. Итак, получаем T53: ре(I октава)-фа#-ля.
Сделаем обращение путём переноса звука ре на октаву вверх. Получим T6: фа#-ля-ре(II октава)
II. Тональность: соль минор. Знаки при ключе: си♭ми♭.
I ступень - соль, III ступень - си♭, V ступень - ре.
t53: соль-си♭-ре
t6: си♭-ре-соль.
P.S. К слову, тонический секстаккорд можно получить без построения тонического трезвучия. Для этого нужно знать, что T/t6 строится на III ступени мажорного или минорного лада и имеет следующий интервальный состав:
В мажоре: м.3+ч.4
В миноре: б.3+ч.4
I. Тональность: Соль мажор. При ключе: фа#
III ступень - си. м.3 от си: си-ре. ч.4 от ре: ре-соль.
T6: си-ре-соль
II. Тональность: ре минор. При ключе: си♭.
III ступень - фа. б.3 от фа: фа-ля. ч.4 от ля: ля-ре
t6: фа-ля-ре