Основная цель обучения музыке - научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений, захватывать внимание аудитории и «заразить» ее мыслями композитора. Эта цель может быть достигнута, если педагог при обучении не ставит перед собой мелкие близкие задачи, а перспективно смотрит в будущее подрастающего музыканта.
Главным разделом работы с учеником является развитее восприятия содержания музыкального произведения. Конечная цель его - научить ученика своим исполнением передавать слушателям мысли композитора. Для этого ученик должен научиться воспринимать особенности мелодического строения, ритма, динамики, общего настроения музыки.
На первом этапе музыкального образования педагог стремиться только к тому, чтобы, слушая исполнение доступной ему музыке, ученик мог дать хотя бы самую общую ее словесную характеристику: веселая, грустная, танцевальная, песенная, маршеобразная и т.п.
Затем педагог на изучаемых песенках и пьесах знакомит его со «знаками препинания» в музыке, т.е. с моментами перемены дыхания, указывает на строение фразы, предложения, на связь музыкальных как бы «вопроса» и «ответа».
Так как сила звука, его динамические оттенки имеют основное значение в передаче настроения музыки, следует с самого начала занятий культивировать ученика умение различать и воспринимать различные оттенки звука. Первые опыты в этом направление маленький ученик делает, когда сознательно, по собственному желанию, отхлопывает движение музыки ударами разной силы. Так он выражает свое понимание настроения музыки. Нужно указать ученику технические получения разнообразных динамических оттенков, для того, чтобы ему проявить свое понимание исполняемой музыки. В случаях ошибочного толкования педагог обязан поправить ученика, проанализировать вместе с ним движение мелодии, ее подъемы, спуски.
Нельзя, однако, требовать от маленького ученика, чтобы в своем исполнении он давал уже эмоциональную насыщенную звучность. Не только неправильно, но и вредно упорно добиваться того, чтобы ребенок воспринял интерпретацию педагога и с большим «чувством» сыграл «Французскую песенку» Чайковского или «Сиротку» Майкапара. Нельзя прививать ему подражание выразительности исполнения взрослого человека, психология, которая далека от психологии ребенка.
Примером неестественного детского исполнения может иной раз служить декламация младших школьников, когда они повторяют с голоса учителя «выразительные» интонации. Такое же впечатление производит «вундеркиндовская» преувеличенно эмоциональная и неестественно выразительная игра.
Педагогическая практика знает случаи исключительно интересных исполнений маленькими начинающими учениками. Они играют маленькие пьесы с настроением, самостоятельно обдумав и разделив в них оттенки звука. В таком исполнении ярко отражается детская психология ученика, что является для педагога самым ценным. Задача педагога подметить первые проявления индивидуальности ученика.
Основная цель обучения музыке - научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений, захватывать внимание аудитории и «заразить» ее мыслями композитора. Эта цель может быть достигнута, если педагог при обучении не ставит перед собой мелкие близкие задачи, а перспективно смотрит в будущее подрастающего музыканта.
Главным разделом работы с учеником является развитее восприятия содержания музыкального произведения. Конечная цель его - научить ученика своим исполнением передавать слушателям мысли композитора. Для этого ученик должен научиться воспринимать особенности мелодического строения, ритма, динамики, общего настроения музыки.
На первом этапе музыкального образования педагог стремиться только к тому, чтобы, слушая исполнение доступной ему музыке, ученик мог дать хотя бы самую общую ее словесную характеристику: веселая, грустная, танцевальная, песенная, маршеобразная и т.п.
Затем педагог на изучаемых песенках и пьесах знакомит его со «знаками препинания» в музыке, т.е. с моментами перемены дыхания, указывает на строение фразы, предложения, на связь музыкальных как бы «вопроса» и «ответа».
Так как сила звука, его динамические оттенки имеют основное значение в передаче настроения музыки, следует с самого начала занятий культивировать ученика умение различать и воспринимать различные оттенки звука. Первые опыты в этом направление маленький ученик делает, когда сознательно, по собственному желанию, отхлопывает движение музыки ударами разной силы. Так он выражает свое понимание настроения музыки. Нужно указать ученику технические получения разнообразных динамических оттенков, для того, чтобы ему проявить свое понимание исполняемой музыки. В случаях ошибочного толкования педагог обязан поправить ученика, проанализировать вместе с ним движение мелодии, ее подъемы, спуски.
Нельзя, однако, требовать от маленького ученика, чтобы в своем исполнении он давал уже эмоциональную насыщенную звучность. Не только неправильно, но и вредно упорно добиваться того, чтобы ребенок воспринял интерпретацию педагога и с большим «чувством» сыграл «Французскую песенку» Чайковского или «Сиротку» Майкапара. Нельзя прививать ему подражание выразительности исполнения взрослого человека, психология, которая далека от психологии ребенка.
Примером неестественного детского исполнения может иной раз служить декламация младших школьников, когда они повторяют с голоса учителя «выразительные» интонации. Такое же впечатление производит «вундеркиндовская» преувеличенно эмоциональная и неестественно выразительная игра.
Педагогическая практика знает случаи исключительно интересных исполнений маленькими начинающими учениками. Они играют маленькие пьесы с настроением, самостоятельно обдумав и разделив в них оттенки звука. В таком исполнении ярко отражается детская психология ученика, что является для педагога самым ценным. Задача педагога подметить первые проявления индивидуальности ученика.