Жили в одной стране два друга. Звали их Жак и Поль. В детстве они были соседями, вместе играли, учились, взрослели, но когда друзья выросли, судьба их разлучила. Они поселились в разных городах и странах, обзавелись семьями, но и после этого друзья старались хоть изредка повидаться.
Страны, в которых жили Жак и Поль, враждовали друг с другом. Как-то раз Жак ехал по делам мимо города, где жил Поль и, несмотря на опасность, решил заехать к другу. «Может быть, я могу чем-нибудь ему», - подумал он. Уже поздним вечером вошёл он в городские ворота, впотьмах не мог отыскать дом Поля и стал спрашивать дорогу. Городские стражники заподозрили в чужестранце вражеского лазутчика и схватили его.
«Кто послал тебя выведать наши военные тайны?» - допытывался судья. Сколько ни клялся Жак, что шёл навестить друга, никто ему не поверил. Суд приговорил Жака к смерти. Сидя в тюрьме в ожидании казни, несчастный больше всего печалился о своих детях: кто их вырастит и прокормит, бедных сирот?
В день казни все горожане собрались на площади. По обычаю и царь пришёл посмотреть на казнь, уселся на высоком месте, чтобы получше видеть. Осуждённый Жак обратился к нему с последней мольбой: «Великодушный государь, разреши мне прежде вернуться домой с женой и детьми, распорядиться своим имуществом, чтобы хоть как-то обеспечить семью!» «А кто поручится, что ты не сбежишь?» - с царь. «Я поручусь за него!» - раздался громкий голос. Через толпу пробирался Поль. «Жак попал в тюрьму из-за того, что хотел навестить меня, - продолжал Поль. – Позволь, государь, занять его место, пока он с семьёй». «Быть по- твоему! Но если узник не вернётся через неделю – твою голове с плеч!»
Весь город гудел. Неужели осуждённый на казнь добровольно вернётся и примет смерть? А благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга. Но вот настал назначенный день, и теперь Поль взошёл на плаху. Народу собралось на площади – тьма! Царь сел на своё место и подал знак палачу.
«Остановитесь! Я здесь!» - вдруг раздался крик Жака. И все увидели запыхавшегося путника в запылённой одежде. Он запрыгнул на плаху, и друзья обнялись. Горожане сорвали шапки и приветствовали мужество и верность двух друзей, все восхищались дружбой, которая оказалась сильнее страха смерти и самой смерти. Сам царь растрогался и сказал: «Во имя истинной дружбы я прощаю чужестранца, но с условием…чтобы вы позволили мне стать вашим третьим другом!»
10. Выпиши из текста то место, которое доказывает твой ответ.
11. Какие чувства испытывает царь к друзьям?
12. О чём главным образом хотел рассказать автор?
□ о том, как царь хотел казнить Жака.
□ о дружбе, которая сильнее страха и смерти
□ о семье Жака.
□ о том, как в старину жили люди.
13. Какое предложение лучше других понять основную мысль текста?
□ Сидя в тюрьме в ожидании казни, несчастный больше всего печалился о своих детях.
□ Неужели осуждённый на казнь добровольно вернётся и примет смерть?
□ Благородный Поль сидел в темнице, молился Богу и терпеливо дожидался друга.
□ Горожане приветствовали мужество и верность двух друзей, все восхищались дружбой, которая оказалась сильнее страха смерти и самой смерти.
14. Какова главная мысль этого текста? Напиши.
15. Почему Жак вернулся?
16. Озаглавь текст
17. Составь план прочитанного произведения.
Дайте ответ на все задания
Наконец мальчик вышел к лесному озеру,богатому рыбой. Об этом озере никто не знал,его открыл Васютка. Речка,вытекавшая из озера привела мальчика к Енисею,где его, обессилевшего и больного подобрал катер. Так закончились странствия Васютки,а озеро,где его отец с бригадой рыбаков стали ловить рыбу, было по праву названо Васюткиным.
Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно "складывал" в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и перели вались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны жовым с большим писательским мастерством.
Первой книгой Бажова стали исторические очерки "Уральские были" затем последовали документальные очерки об истории революционног движения на Урале, о коллективизации. Однако его писательская известность связана с публикацией первых сказов — "Дорогое имячко", "Медной горы Хозяйка", "Про великого Полоза" и "Приказчиковы подошвы" Успех первых сказов побудил Бажова продолжить работу. Так он наи себя как писатель.
На I съезде советских писателей А. М. Горький говорил об общественном значении и ценности фольклора. Он призывал собирать, изучать и использовать фольклор как один из источников литературного творчества. Эти мысли великого писателя утвердили Бажова в необходимости донести до читателей все богатство фантазии, всю занимательность сюжетов поэтического творчества уральских рабочих. И за два года до войны свет увидела книга "Малахитовая шкатулка".
Расцвет творчества писателя пришелся на годы Великой Отечественной войны. Он обращается к историческому Урала, его лучшим профессиональным традициям, преемственности рабочих династий. Особенно много в эти годы он встречается и беседует со старыми рабочими, записывает их рассказы. Бажовская "Шкатулка" пополняется новыми сказами.
В годину народной борьбы за победу книга оказалась особенно близкой людям, находившимся вдали от дома. Бойцы в письмах с фронта писали Бажову, что книга о народной мудрости и мастерстве учит гордиться вековой славой уральцев, крепче любить Родину и защищать ее от посягательств врагов.
Обращаясь к воинам во фронтовых газетах, Павел Петрович Бажов подписывался так: "Ваш старый уральский сказочник".