за шестьдесят лет неустанного творческого труда толстой создал огромное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьесы, трактат об искусстве, множество публицистических и -критических статей, написал тысячи писем, томы дневников. целая эпоха жизни, которую в. и. ленин назвал «эпохой подготовки революции» в россии, отразилась на страницах книг толстого. творчество толстого знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли.
в 1910 году в статье-некрологе «л. н. толстой» в. и. ленин писал: «толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в россии. чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот»[1].
для молодой советской республики издание толстого явилось делом государственной важности. первый делами совета народных комиссаров в. д. бонч-бруевич писал, что уже вскоре после октябрьской революции в. и. ленин предложил а. в. луначарскому организовать при народном комиссариате просвещения издательский отдел и напечатать в большом количестве сочинения классиков, толстого в первую очередь. при этом ленин дал указание: «толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура»[2].
в 1928 году, когда отмечался столетний юбилей толстого, было начато сразу три издания: полное собрание художественных произведений в 12-ти томах, рассчитанное на самого широкого читателя (вышло приложением к журналу «огонек» за 1928 год тиражом 125 тыс. экз., с предисловием а. в. луначарского); полное собрание художественных произведений в 15-ти томах, подготовленное видными текстологами и комментаторами тех лет – к. халабаевым, б. эйхенбаумом, вс. срезневским (завершено в 1930 году; тираж 50 тыс. экз.); полное собрание сочинений в 90-та томах, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем толстого (завершено в 1958 году; тираж 5-10 тыс.
иленька грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать часто к нам своего сына. если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. иленька грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. он был бедно одет, но зато всегда так обильно, что мы уверяли, будто у грапа в солнечный день тает на голове и течет под курточку. когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать, о том что не нужно оскорблять людей, ибо они могут оскорбить и тебя
ответ:
за шестьдесят лет неустанного творческого труда толстой создал огромное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов, пьесы, трактат об искусстве, множество публицистических и -критических статей, написал тысячи писем, томы дневников. целая эпоха жизни, которую в. и. ленин назвал «эпохой подготовки революции» в россии, отразилась на страницах книг толстого. творчество толстого знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли.
в 1910 году в статье-некрологе «л. н. толстой» в. и. ленин писал: «толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в россии. чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот»[1].
для молодой советской республики издание толстого явилось делом государственной важности. первый делами совета народных комиссаров в. д. бонч-бруевич писал, что уже вскоре после октябрьской революции в. и. ленин предложил а. в. луначарскому организовать при народном комиссариате просвещения издательский отдел и напечатать в большом количестве сочинения классиков, толстого в первую очередь. при этом ленин дал указание: «толстого надо будет восстановить полностью, печатая все, что вычеркнула царская цензура»[2].
в 1928 году, когда отмечался столетний юбилей толстого, было начато сразу три издания: полное собрание художественных произведений в 12-ти томах, рассчитанное на самого широкого читателя (вышло приложением к журналу «огонек» за 1928 год тиражом 125 тыс. экз., с предисловием а. в. луначарского); полное собрание художественных произведений в 15-ти томах, подготовленное видными текстологами и комментаторами тех лет – к. халабаевым, б. эйхенбаумом, вс. срезневским (завершено в 1930 году; тираж 50 тыс. экз.); полное собрание сочинений в 90-та томах, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников, писем толстого (завершено в 1958 году; тираж 5-10 тыс.
иленька грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать часто к нам своего сына. если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. иленька грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. он был бедно одет, но зато всегда так обильно, что мы уверяли, будто у грапа в солнечный день тает на голове и течет под курточку. когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать, о том что не нужно оскорблять людей, ибо они могут оскорбить и тебя