Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? над этими вопросами заставляет задуматься рассказ л.н. толстого «кавказский пленник». «служили на кавказе два офицера: жилин и костылин», - так начинается рассказ. однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. тогда было жаркое лето, а обоз шёл медленно. костылин предложил жилину поехать одним, ведь у него было ружьё. заехав в ущелье, они увидели татар. костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. он не подумал, что жилин в большой опасности. костылин даже не захотел попытаться товарищу. когда жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой. жилина все же пленили. он уже несколько дней находился в ауле. татары сразу стали требовать выкуп. скоро и костылина в аул. оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. и адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена. в плену жилин не раскисал. он делал кукол для дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. жилин высматривал путь к побегу. в сарае делал подкоп. а костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". для своего спасения он ничего не предпринимал. и вот они сбежали. костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. жилин вел себя по-мужски. он не бежал из плена один, а звал костылина. он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости костылина, хотя сам был не в лучшей форме. эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения костылина. в конце концов жилин спасся из плена. ему в этом дина. костылина же через месяц выкупили чуть живого. вот так разные характеры влияют на судьбу человека. жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. костылин же только презрение из-за своей трусости, лени. мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал жилин!
Во многих произведениях астафьева и распутина главными героями являются дети. примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, общие черты характера и жизни многих мальчишек. так, в рассказе в. астафьева «конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. он вместе с соседскими пошел за земляникой. витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. а его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. но саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. он стал подначивать витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. и такую корзинку витька отдал бабушке. мальчика сильно мучила совесть. ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала из города пряник. жизнь стала витьке не в радость. все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. сознание своей вины тяготило его. и еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. она, конечно, обнаружила обман внука. но, хуже того, витька и ее поставил в неловкое положение. катерина петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской , и там обнаружился обман.