Когда и где возник сборник сказок «Тысяча и одна ночь». Начинается он приготовлением к пиру в доме трех сестер, к которому присоединяется носильщик продуктов. Затем стучатся трое путников, оказывающихся потом принцами, и легендарный калиф Гарун-аль-Рашид, но все дают обязательство не спрашивать хозяек о том, что они видят. Однако поведение сестер с двумя собаками так странно, что гости нарушают обещание не спрашивать ничего и взамен этого принуждены сами рассказать им свои приключения. И вот, как три луча из одного ствола вырастают из этого пролога три рассказа салуков, совершенно независимые друг от друга, и могущие без всяких изменений фигурировать совсем отдельно. Тут можно было бы и закончить рассказ, но автор заставляет Гарун-аль-Рашида после его возвращения домой с этой вечеринки еще раз собрать всех участников пиршества в своем дворце, и по его требованию опять, как два луча из того же стебля вырастают совершенно независимые от всего предшествовавшего между собою рассказы двух старших сестер, выслушав которые Гарун-аль-Рашид устраивает всеобщее бракосочетание присутствующих, замыкая все лучи в одном эпилоге. Такой лучистый тип рассказов, где пролог сменяется несколькими независимыми рассказами присутствующих, каждого о себе, и затем заканчивается общим для них эпилогом, является после суставчатого типа второй ступенью эволюции беллетристического творчества, как бы подготовкой к позвоночному типу новейших романов. И этот тип был довольно распространенным в начале эпохи Возрождения. Он характеризуется фантастичностью отдельных рассказов. Герои их очень часто говорят совершенно неестественно, вставляя в свои реплики, как здесь, целые стихотворения, которые им, конечно, не было времени сочинять, и рядом с сентиментальностью речей и с изысканным эротизмом поступков часто фигурирует крайняя жестокость нравов.В эпилоге рассказа автор часто забывает ту характеристику, какую он дал действующим лицам в прологе. Так, например здесь девицы, раздевавшиеся перед зашедшим к ним молодым носильщиком догола, бросавшиеся к нему на шею и на колени, и сажавшие его самого обнаженного на колени к себе, оказались в конце чрезвычайно целомудренными, а одна из них Амина была даже дважды замужняя: сначала за одним богатым и скоро умершим стариком, а затем за истязавшим ее из несправедливой ревности сыном самого Гарун-аль-Рашида, которому ее снова возвратили. А что сделал бы этот сын, если б увидел ее вдобавок еще голою на коленях у голого же молодого носильщика в прологе к этому рассказу?Такого рода сборные фантастические произведения, из каких составлен сборник «Тысяча и одна ночь», как раз характеричны для средневековья европейской литературы, а потому естественно возникает вопрос: где же он составлен?Нам говорят:Зерном этого огромного сборника сказок было затерянное неизвестно где и как собрание персидских сказаний под названием «Хезар Эфсанэ», т. е. «Тысяча сказок», откуда, будто бы заимствована и уловка Шехерезады избавиться от грозящей ей каждое утро казни.«В эти удобные рамки, — говорят нам, — вошло помимо основных персидских рассказов множество вставных анекдотов, и все это в разное время изменялось, дополнялось разными рассказчиками. Ни о какой хронологии не может быть и речи. Гарун-аль-Рашид, очень часто фигурирующий здесь, умер по исторической традиции в 809 году, а потому и древнейшие из этих сказок были не ранее IX века нашей эры, но по ряду других указаний его составление относят к XV веку, дата, которая вошла и в энциклопедические словари».
В речи городничего отражается его характер, отношение к людям, принадлежащих к разным социальным слоям, его представление о жизни, эмоции и чувства.
Должна отметить, что городничий грамотно выражает свои мысли , без эмоций, по делу :«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор»
Городничий остроумен, владеет иронией:"Это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует"( о городе).
В его речи много разговорных, просторечных слов, фразеологизмов : "Молодого скорее пронюхаешь", "я им солоно пpишёлся" "так и шныряет под ногами", , " вдруг брякнул... словно ", "задам перцу", "отбояриться каким-нибудь балычком". Речь богата, умеет подбирать синонимы : "Эк куда метнул!","эк куда хватили!". Отмечу отглагольные наречия :ХВАТЬ... стулом об пол, отворится дверь и ШАСТЬ Знает и употребляет иностранные слова ( книжные ) : фриштик, натурально, аллегории... Любит глаголы несовершенного вида: ничего не начитывали о каком-нибудь чиновнике из Петербурга?", "заламливал такие аллегории". Упо т р е б л я е т существительные и прилагательные с суффиксами с уничижительным оттенком :худенький, тоненький, наденет фрачИШКу, "купчИШКа Абдулин".и местоимение среднего рода " оно "( не к месту) : "Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего, может быть, оно там и нужно так"
Стиль речи : официально -деловой ( канцелярский)+ разговорный ( беседа).
Образец.
Официально - деловой : "Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений"..
Разговорный стиль. "Я раз слушал его ну,ПОКАМЕСТ говорил об ассириянах и вавилоннах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонскою, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар. Ей богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, ХВАТЬ стулом об пол". Сравнивать не умеет : ""не знаешь, что и делается в голове; просто как-будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить". Преувеличивать ( использовать гиперболу) может . Он ненавидит настолько купцов, что собирается на каждого наложить " по три пуда воску ". Вот что вещает о городе : "Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Хвалит себя, говоря МЫ ( о себе ): "
Но наряду с этМы, прохаживаясь по делам должности, вот с Петром Ивановиче Добчинским... " Он не всегда может ГРАМОТНО выражать свои мысли . Он предлагает почтмейстеру " НЕМНОЖКО распечатывать " письма. В этих словах и черта характера городничего: читать чужие послания для него - не зазорно.
Итак, Гоголь тщательно подбирает каждое слово, чтобы подарить читателю полноценный художественный образ. Речь городничего имеет ряд индивидуальных особенностей и характеризует его с разных сторон.
В речи городничего отражается его характер, отношение к людям, принадлежащих к разным социальным слоям, его представление о жизни, эмоции и чувства.
Должна отметить, что городничий грамотно выражает свои мысли , без эмоций, по делу :«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор»
Городничий остроумен, владеет иронией:"Это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует"( о городе).
В его речи много разговорных, просторечных слов, фразеологизмов : "Молодого скорее пронюхаешь", "я им солоно пpишёлся" "так и шныряет под ногами", , " вдруг брякнул... словно ", "задам перцу", "отбояриться каким-нибудь балычком". Речь богата, умеет подбирать синонимы : "Эк куда метнул!","эк куда хватили!". Отмечу отглагольные наречия :ХВАТЬ... стулом об пол, отворится дверь и ШАСТЬ Знает и употребляет иностранные слова ( книжные ) : фриштик, натурально, аллегории... Любит глаголы несовершенного вида: ничего не начитывали о каком-нибудь чиновнике из Петербурга?", "заламливал такие аллегории". Упо т р е б л я е т существительные и прилагательные с суффиксами с уничижительным оттенком :худенький, тоненький, наденет фрачИШКу, "купчИШКа Абдулин".и местоимение среднего рода " оно "( не к месту) : "Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего, может быть, оно там и нужно так"
Стиль речи : официально -деловой ( канцелярский)+ разговорный ( беседа).
Образец.
Официально - деловой : "Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений"..
Разговорный стиль. "Я раз слушал его ну,ПОКАМЕСТ говорил об ассириянах и вавилоннах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонскою, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар. Ей богу! Сбежал с кафедры и, что силы есть, ХВАТЬ стулом об пол". Сравнивать не умеет : ""не знаешь, что и делается в голове; просто как-будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить". Преувеличивать ( использовать гиперболу) может . Он ненавидит настолько купцов, что собирается на каждого наложить " по три пуда воску ". Вот что вещает о городе : "Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь". Хвалит себя, говоря МЫ ( о себе ): "
Но наряду с этМы, прохаживаясь по делам должности, вот с Петром Ивановиче Добчинским... " Он не всегда может ГРАМОТНО выражать свои мысли . Он предлагает почтмейстеру " НЕМНОЖКО распечатывать " письма. В этих словах и черта характера городничего: читать чужие послания для него - не зазорно.
Итак, Гоголь тщательно подбирает каждое слово, чтобы подарить читателю полноценный художественный образ. Речь городничего имеет ряд индивидуальных особенностей и характеризует его с разных сторон.