Упражнение 56. Расположите предложения так, чтобы получился текст. 1. Сверху их прикрывала паутиновая сеть, замусоренная стрекозины-
ми крыльями и высосанными комарами. 2. Мальвина и Пьеро сидели на
сырой теплой кочке в камышах. 3. Маленькие голубые птички, переле-
тая с камыша на камыши, с веселым изумлением поглядывали на горько
плачущую девочку
Вслед за Пушкиным1 0Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного молодого человека своего времени."Герой Нашего Времени, милостивые государи1, 0мой1 0точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, "- пишет сам Лермонтов.
Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина.
Так кто же этот Печорин?
ответ дает Белинский: "Печорин- это Онегин нашего времени". Несходство их между собой "гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, "язвительно злословил"в присутствии своих соперников. А "когда хотел уничтожить он соперников своих", то не останавливался и перед дуэлью. Оба они скучают, оба отрицательно относятся к свету и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут.
Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин "скучает", то Печорин "глубоко страдает", по словам Белинского.
Печорин- это характер более глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных котрабандистов", мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет "из любопытства". Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни.
Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее.
Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! "
Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.
Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.
И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию.
Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют определенные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживания главного героя. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов сто
На обратном пути в Россию Левша держал с полшкипером пари, по которому они должны были перепить друг друга. По приезде в Петербург, полшкипера привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, слишком много выпив с полшкипером и не получив медицинской умер в простонародной Обухвинской больнице, где «неведомого сословия всех умирать принимают».
Почему левшу не приняли ни в одной больнице?
Так как «тугамента» (документа) у него не было, то ни одна больница его не приняла. Таскали Левшу до утра по всем отдаленным кривопуткам – и наконец доставили в простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают. Посадили там на пол в коридоре.
Каково авторское отношение к левше и властям?
Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке — не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может». Автор хорошо относится к Левше.