Эссе Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война». Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь. Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей. Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности. Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине. В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много. С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. ...
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.
Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.
...